По мере приближения встречи канцлера ФРГ Ангелы Меркель с Владимиром Путиным (21 января) германская сторона ужесточает тон в отношении Москвы. Берлин предпочитает трактовать отношения России с Германией и с Европой в духе сдержанности и рациональности. Никаких эмоций! В свежем интервью итальянской газете «Коррьере делла сера» Меркель дистанцировалась от своего предшественника, дружески называвшего хозяина Кремля «демократом чистейшей воды». «Я этого никогда не говорила и сейчас не скажу», – подчеркнула бундесканцлерин.
Однако любопытнее звучит ее дефиниция стратегического партнерства. «Для России я использую понятие стратегической кооперации», – сказала Меркель. Оттенок в интерпретации налицо. Об этом говорит и концентрация внимания лишь на одном поле сотрудничества. «Россия, граничащая с Европейским союзом, останется на ближайшие десятилетия поставщиком энергии, и мы в любом случае заинтересованы в том, чтобы это успешно развивалось дальше». Между тем уже имеющиеся договоренности стратегического характера предусматривают развитие не только в энергетическом секторе, но и едва ли не по всем азимутам как в двусторонних российско-германских отношениях, так и по линии РФ–ЕС. Но об этом сейчас в Берлине не распространяются.
Очевидно, что канцлер Меркель, готовясь к переговорам с Путиным в качестве председателя ЕС, учитывает европейские настроения. Члены этого сообщества по отношению к России расколоты как минимум на две группы. Наиболее критически настроена часть восточноевропейских стран ЕС, начиная с Польши, которая продолжает блокировать начало переговоров о новом базовом договоре между ЕС и РФ. Но недовольство Москвой в той или иной степени проявляется и среди других членов сообщества. Особенно сейчас, когда многие страны вновь, как и год назад, были встревожены сбоем в поставках российских энергоносителей. Несомненно, что предстоящий в воскресенье разговор между Путиным и Меркель будет во многом посвящен недавнему «нефтяному кризису».
Как известно, федеральное правительство выразило удовлетворение достижением соглашения между Москвой и Минском и возобновлением нефтяных поставок в полном объеме. Вместе с тем канцлер Меркель говорила, что обсудит в переговорах с Путиным вопрос о гарантиях непрерывного энергоснабжения. В Берлине, как и в Брюсселе, были удивлены тем, что Россия не поставила заранее в известность своих европейских партнеров о возникших трудностях с Минском.
О России в последнее время весьма подробно высказывался и министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер. Вообще-то он известен как сторонник всеобъемлющего партнерства с Россией. Минувшей осенью в его ведомстве был даже разработан «стратегический документ» о задачах немецкого председательства в ЕС на российском направлении. В нем был сформулирован принцип «сближения путем переплетения». Хотя этот тезис не встретил поддержки в кругах христианско-демократического партнера правящей коалиции, глава германского внешнеполитического ведомства по-прежнему выступает за «укоренение европейских ценностей в России и ее тесное переплетение с нашим континентом». Но и он не обходится без критики Москвы.
Выступая на днях в Мюнхене, министр тоже счел необходимым отметить, что «Россия не является демократией чистейшей воды и не имеет долгой демократической традиции». А говоря о «важности долгосрочного союза с Россией», Штайнмайер заявил, что «это трудная тема, особенно в последние дни».