Союз меча, бизнеса, Церкви и высокого искусства.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Вчера в Москве в здании Культурного центра Вооруженных сил России прошло первое заседание Общественного совета при Министерстве обороны. Таким образом, на фоне скандальных историй с солдатами-срочниками – жертвами дедовщины – Минобороны предпринимает титанические усилия, чтобы продемонстрировать гражданам участие общественников в наведении порядка в войсках. Общественный совет создан приказом министра еще в ноябре прошлого года, автор идеи – Общественная палата РФ. Приказ обязывал обзавестись собственными советами все силовые структуры. Первыми реализовали задумку армейцы.
В списке Общественного совета, состоящем из пяти десятков имен и утвержденном министром обороны Сергеем Ивановым, – глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, президент компании «Интеррос» Владимир Потанин, руководитель Сбербанка Андрей Казьмин, актриса Инна Чурикова, телеведущий Леонид Якубович, председатель фонда «Армия и культура» Василий Лановой, председатель Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова.
Сергей Иванов заверил общественников, что руководством военного ведомства «работе и всем решениям совета будет уделяться самое пристальное и серьезное внимание». В составе ОС – 6 комиссий, члены которых смогут участвовать в проводимых в Минобороны совещаниях и коллегиях. Между тем результативность начинания ставит под вопрос председатель Общероссийского профессионального союза военнослужащих Олег Шведков, ходатайство которого об участии в ОС военное ведомство отклонило. Как сообщил он «НГ», созданная структура «будет действовать совершенно в других целях».
Шведков считает, совет «представляет собой жалкое подобие избирательного штаба Бориса Ельцина времен середины 90-х»: люди подобраны с целью «популяризации армейского руководства». Кроме того, замечает Шведков, участники Общественного совета – крупные бизнесмены и генеральные директора компаний – смогут поддержать Минобороны и материально. А руководители СМИ, культурные деятели, политологи, президенты различных общественных фондов сделают неплохой пиар армии и ее руководителю как одному из возможных претендентов в предвыборной борьбе на президентское кресло.
Однако, напоминает Шведков, многие «советники» имеют весьма опосредованное отношение к войскам и, вполне понятно, по роду своей деятельности не смогут предметно работать в ОС».
Председатель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова – одна из участниц вчерашнего заседания – вошла с состав комиссии по повышению безопасности военной службы и укреплению правопорядка и дисциплины в армии и на флоте. Она довольна новыми «сослуживцами», среди которых, в частности, чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. Мельникова напоминает: в 2001-м в военном ведомстве подобный орган уже создавался, но попытка формирования нынешней системы гражданского контроля за армией кажется ей более «новой и значимой»: «Наше предложение, которое поддержала Общественная палата, правда, было несколько другое. Мы предлагали контроль за войсками осуществлять на основе общественных групп, которые могли быть сформированы при воинских частях. Но в руководстве Минобороны решили, что этим будут заниматься родительские комитеты. К нам из регионов уже поступают предложения объединить их деятельность и работу местных организаций СКСМ».
Мнение Минобороны насчет объединения родительских комитетов и СКСМ пока неизвестно. Однако предложение Мельниковой уже поддержали некоторые региональные военачальники. На днях военный комиссар Удмуртии Александр Даньшин сказал, что родительские комитеты при республиканском военкомате и, возможно, в других воинских частях будут созданы на базе структур существующего Комитета солдатских матерей республики. Даньшин подчеркнул – нет нужды создавать новую организацию. Похоже, он не понял смысла инициативы шефа.