В ближайшую пятницу думцы могут одобрить новую поправку в закон о противодействии экстремизму. Документ наделяет прокуратуру правом по суду изымать соответствующую литературу без предварительного расследования, связанного с поиском издателя. Эксперты считают, что этот шаг приведет к неоправданному вмешательству в предвыборную кампанию.
Новшество было предложено Народным собранием республики Дагестан еще два года назад, а сегодня неожиданно реанимировано, вставлено в повестку дня нижней палаты и имеет хорошие шансы на беспрепятственное прохождение через парламент.
Парламентарии жалуются в пояснительной записке: «Выходные данные таких изданий фальсифицированы или совсем отсутствуют, и не представляется возможным установить заказчика, тираж и место издания. В этих случаях у прокурора нет возможности обратиться в суд, и, поскольку лишь по судебному решению материалы могут быть признаны экстремистскими, какие-либо меры реагирования приняты быть не могут, в том числе изъятие литературы, пресечение ее распространения, включение этих материалов в федеральный перечень экстремистских материалов».
Думская оппозиция, между тем, задумалась о совсем другом направлении, в котором может быть использован этот законопроект после принятия. Дагестанская инициатива вполне встраивается в цепочку подобных поправок, не преминул заметить в интервью «НГ» независимый депутат Сергей Попов. По его мнению, «теоретически это все правильно, а на практике может привести к плохим последствиям». Попов напомнил, что правоприменительная практика – «это совсем другое дело». И не исключил, что дагестанский законопроект может быть использован в политических целях.
Депутат из фракции «Родина» Николай Павлов, глава тюменских эсэров, также не отрицая потенциальной политической опасности такого рода расширения прокурорских прав, вообще заявил о том, что «никакого особого политического экстремизма в стране» он не видит. И напомнил, что с идеей борьбы с этим явлением в основном носится именно «Единая Россия», отметив, что, «когда больше не о чем говорить, сразу же начинают говорить об экстремизме». По его словам, во многих партиях сейчас «ломают голову, как же проводить избирательные кампании в таких условиях, когда почти все, даже критика оппонентов, может быть квалифицировано как политический экстремизм».