В Петербурге было совершено очередное нападение на представителя молодежной антифашистской организации. На этот раз жертвой нападавших стал 21-летний Иван Елин, участник постоянной акции «Еда вместо бомб». В минувшее воскресенье около половины шестого вечера на него набросились с ножами в оживленном районе города, на углу улицы Зины Портновой и Ленинского проспекта. Нападение было совершено открыто, в людном месте, как говорится, среди бела дня. Ивану Елину было нанесено около двадцати ножевых ранений, его состояние остается тяжелым.
Заметим, что в последнее время новости о нападениях с явным экстремистским уклоном стали неотъемлемой частью информационной картины Петербурга. Похоже, город становится настоящим фронтом противостояния экстремистских группировок и молодежных организаций, называющих себя антифашистскими.
Между тем в отличие от многих идеологических сторонников Иван Елин не является воинственным борцом с представителями радикальных группировок. Как сообщили журналистам его близкие, он противник насилия вообще и придерживается идеологии пацифизма. Регулярно Иван участвовал лишь в мирных мероприятиях. В рамках акции «Еда вместо бомб», например, школьники города на свои деньги покупают продукты и раздают их бездомным. После очередной такой раздачи, проходившей в воскресенье, Иван Елин и стал жертвой нападения.
Судя по всему, у нападавших не было задачи непременно убить Ивана Елина. В противном случае не очень понятно, как несколько вооруженных людей не смогли справиться с одним парнем, не отличающимся какой-то особой силой или бойцовским мастерством. Большинство ударов пришлось на конечности, хотя два из них задели печень и диафрагму. Это и другие обстоятельства нападения позволяют предполагать, что речь идет об акции устрашения, демонстрации силы.
Нападавшие наглядно показали, что не боятся ничего, что полны решимости и что жизнь человека, чьи убеждения расходятся с их собственными, ничего не стоит. И уголовного преследования они не боятся, иначе бы напали ночью в безлюдном месте, когда опасность быть замеченными, а потом опознанными стремится к нулю. Да и чего им бояться после того, как их соратники из радикальных группировок «Шульц 88» и «Мэд Крауд» на недавних судебных процессах отделались весьма мягкими приговорами (см. «НГ» от 18.12.06).
Предыдущий крупный инцидент с участием противоборствующих сторон произошел всего месяц назад. В самом центре Петербурга около половины седьмого вечера группа молодых людей, выкрикивавших лозунги «Русские, вперед!» и «Анти-антифа!», набросилась на компанию антифашистов. В результате стычки двое были госпитализированы. По свидетельствам очевидцев, у нападавших были ножи. Еще одна потасовка произошла за неделю до этого – радикально настроенные молодые люди забросали бутылками участников антивоенного пикета, спровоцировав тем самым драку, которая продолжалась вплоть до прибытия милиции.
Самой громкой акцией в отношении противников экстремистов среди совершенных в последнее время стало убийство студента Тимура Качаравы в ноябре 2005 года. На него напали в трех минутах ходьбы от Невского проспекта, днем, при свидетелях. От полученных ножевых ранений молодой человек скончался на месте. Данное дело считается раскрытым – в ближайшее время оно должно быть передано в суд. Однако обвинение в убийстве предъявлено лишь одному человеку, а остальным подозреваемым придется отвечать только за хулиганство.
На своей недавней инаугурации губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко с гордостью назвала одним из главных достижений своего первого срока руководства городом избавление его от ярлыка «криминальной столицы». Про столицу экстремизма сказано не было. Видимо, особенных успехов на фронте борьбы с неонацизмом добиться не удалось. Более того, в городе уже развернулось открытое противостояние двух противоположных по взглядам группировок, и предотвратить насилие на данном этапе, похоже, не представляется возможным.
Впрочем, не стоит забывать и о том, что наряду со многими другими «столицами» Петербург сегодня можно называть «столицей антифашизма». Только в этом городе, пожалуй, часть населения, пусть и небольшая, ведет открытую борьбу с коричневой чумой. В других городах России бритоголовым зачастую сочувствуют. Зато конфликтов меньше.