Скорое окончание срока действия амнистии участников бандформирований на Северном Кавказе, назначенное на 15 января, отмечено резким ростом числа боевиков, сдавшихся властям. По официальным данным, только в минувшие выходные на территории Чеченской Республики оружие сложили шесть бывших боевиков и их пособников. Всего за прошедшую неделю, как заявляет пресс-служба республиканского МВД, властям сдались 24 человека, с 1999 года входивших в состав различных группировок. Наибольшее количество явок с повинной зарегистрировано в Грозненском, Гудермесском и Веденском районах. Так, например, в Грозненском РОВД оружие сложили трое жителей селения Старые Атаги, один из которых – 76-летний старик, участвовавший в незаконном вооруженном формировании (НВФ) Зелимхана Яндарбиева. Сдавшихся проверяют на причастность к совершению тяжких преступлений.
В декабре – начале января участники НВФ проявляли в Чечне небольшую боевую активность, что объясняют священным для мусульман месяцем Рамадан, а также сложными погодными условиями. Нельзя также сбрасывать со счетов и активные действия федеральных сил и чеченских милиционеров, которые в последнее время проводят адресные мероприятия против участников НВФ. Свою роль могла сыграть и политика чеченского руководства по привлечению бывших боевиков к активной социальной и правоохранительной жизни. Так, на днях новым командиром полка патрульно-постовой службы МВД республики (ППС-1) назначен бывший боевик, пришедший на сторону правительства Чечни в 2003 году небезызвестный в местных кругах старший лейтенант Ибрагим Дадаев. Заметим, что на должность командира полка назначаются как минимум старшие офицеры, прослужившие в органах МВД не менее 10 лет. Как сообщают чеченские источники, Ибрагим Дадаев является родным братом главы администрации Ачхой-Мартановского района Мусы Дадаева, в прошлом служившего в президентской гвардии Джохара Дудаева.
Предыдущий рост числа желающих воспользоваться амнистией был отмечен после того, как сдавшимся пообещал гарантии справедливого расследования их дел лично глава чеченского правительства Рамзан Кадыров. Так, в августе прошлого года в Гудермесе в торжественной обстановке силовикам сдались сразу около 50 участников НВФ. Подобная церемония, более напоминающая не акт покаяния, а пиар-акцию, наблюдалась и в ноябре, когда одновременно сдали оружие 35 бывших боевиков. Впрочем, случаи капитуляции экс-боевиков фиксировались не только на территории Чеченской Республики. За время нынешней амнистии факты сдачи властям были зарегистрированы во всех республиках Северного Кавказа, а также на Ставрополье, в Астраханской, Ростовской, Иркутской областях и даже в Республике Саха (Якутия).
По оценкам Национального антитеррористического комитета (НАК), всего с момента обращения в июле прошлого года руководителя этого ведомства Николая Патрушева к участникам НВФ сложили оружие более 500 их участников. Между тем, несмотря на бравурные реляции о числе сдавшихся, так и не ясно, сколько еще участников НВФ находится в республике. Напомним, что два месяца назад командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе генерал-полковник Евгений Баряев заявил, что в Чечне находятся до 700 боевиков. Начальник пресс-службы Оперативного штаба в Чечне подполковник Николай Варавин не назвал точную цифру, однако заявил, что в рядах боевиков по-прежнему остается достаточно большое количество людей, прибывших в НВФ из других стран, а также из регионов России.
Между тем, по мнению ростовского политолога Василия Петрова, не исключено, что НАК и Госдума дадут боевикам еще один шанс «прислушаться к голосу разума и вернуться к мирной жизни». К слову, нынешний срок приема повинных был увеличен: первоначально власти готовы были вступать в переговоры с желающими сдаться до 1 августа, однако НАК продлил время добровольной сдачи боевиков до 30 сентября. Предыдущие амнистии – 1997, 1999 и 2003 годов – также неоднократно продлевались. Исходя из этого можно предполагать, что вскоре последует очередной призыв к боевикам «последовать примеру раскаявшихся».
«Если верить официальным данным, согласно которым в Чечне скрываются несколько сотен партизан, то количество сложивших оружие за время нынешней амнистии можно расценивать как большой успех федеральных и республиканских властей, – считает Василий Петров. – Безусловно, таких результатов удалось достичь благодаря лояльности федеральных властей, которые, объявляя амнистию, стремятся показать, что вооруженный конфликт в Чечне уже в прошлом, и позволяют чеченскому правительству вернуть к мирной жизни всех заблудших».
Вместе с тем, по мнению Василия Петрова, есть и оборотная сторона медали. «Складывалось впечатление, что нынешняя амнистия отдана на откуп представителей местной элиты, которые могли воспользоваться ситуацией и пополнить за счет амнистированных ряды подконтрольных вооруженных отрядов, – считает политолог. – При таком раскладе не исключено, что боевики вольются в отряды без каких-либо серьезных проверок и амнистия, таким образом, может помочь легализоваться бывшим убийцам и террористам. Насколько все это будет способствовать прекращению конфликта и умиротворению в регионе, останется под большим вопросом».