Лишившись российской нефти, Венгрия распечатывает свои стратегические запасы.
Фото Reuters
Российские чиновники решили составить опись экономических мер, которые могут быть применены против белорусской стороны. По крайней мере Минэкономразвития РФ всерьез взялось за поиск наиболее уязвимых позиций белорусского экспорта, против которых могут быть введены торговые пошлины. В то же время экономисты в Минске уверены, что перспектива остановки белорусского экспорта может напугать президента Александра Лукашенко гораздо больше, чем рост цен на нефть и газ, так как в этом случае неминуем спад производства в большинстве отраслей.
Впрочем, пока в МЭРТе не спешат конкретизировать, какие именно товары попадут под новые пошлины в первую очередь, отмечая, что вопрос еще находится в стадии обсуждения. «Наши специалисты готовят оценку падения белорусского экспорта после введения Россией стандартных импортных пошлин, которые применяются сегодня в отношении европейских товаров», – пояснил вчера «НГ» представитель министерства. При этом чиновники из ведомства Германа Грефа уверены, что одни их расчеты должны убедить Минск занять более конструктивную позицию по вопросу транзита российской нефти в Европу.
Данные о зависимости белорусского экспорта от России известны довольно хорошо. Сюда поступает более 98% всего мясного и молочного экспорта Белоруссии, более 70% экспорта мебели, около 83% экспорта дорожной техники, около 70% экспорта металлообрабатывающих станков. Кроме того, Беларусь поставляет в РФ более 80% своей экспортной бытовой неэлектрической аппаратуры для приготовления пищи, холодильников и прочего холодильного оборудования. В Россию отправляется более 75% экспорта белорусских тягачей, около 70% грузовых автомобилей, почти 90% – телевизоров и обуви. Россия является главным импортером для Белоруссии и по другим видам товаров. Так, сюда идет более половины белорусского экспорта керамической плитки, нитей и синтетических волокон, около трети экспорта автомобильных шин, полимеров и более 70% обоев и аналогичных покрытий. Причем все эти товары ввозятся на территорию России без взимания таможенных пошлин.
Ежегодный товарооборот между двумя странами превышает 18 млрд. долл. и постоянно увеличивается. Оценивая объем российско-белорусской торговли в 2006 году, премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский называл в конце прошлого года самые разные цифры – от 17 млрд. в июне до 20 млрд. долл. в сентябре. В то же время, как заявил «НГ» руководитель белорусского научно-исследовательского центра МISES Ярослав Романчук, «белорусский экспорт в Россию в 2006 году превысил 6 млрд. долл., и в случае введения обычных импортных пошлин он неизбежно сократится на 15–20%». «Такое развитие событий наряду с увеличением цен на энергоносители является самым мрачным сценарием для Минска, – отмечает эксперт, – поскольку в этом случае неизбежны значительные потери во всей перерабатывающей промышленности, в местных и республиканском бюджетах». Подобную точку зрения разделяет и экс-председатель Национального банка Белоруссии Станислав Богданкевич, который уверен, что новые таможенные пошлины на границе с Россией могут привести белорусскую экономику к коллапсу. «Война пошлин гораздо более опасна для белорусской экономики, чем повышение цен на газ, – заявил Богданкевич. – Поэтому сама угроза их введения скорее всего заставит Минск пойти на компромисс, правда, условия этого компромисса окажутся для Белоруссии хуже, чем до начала таможенного конфликта». Впрочем, и Москва не заинтересована в масштабном экономическом кризисе на территории соседнего государства, отмечает эксперт.
Кроме введения пошлин, Москва активно угрожает Минску сокращением транзита нефти через ее территорию. Так, во вторник глава Минпромэнерго Виктор Христенко обещал нефтяным компаниям помощь правительства в «исполнении текущих обязательств по поставкам нефти» – в том числе за счет увеличения перевозок нефти по железной дороге, загрузке нефтеперерабатывающих заводов и увеличению экспорта нефтепродуктов. При этом Россия, похоже, готова к длительной остановке белорусского транзита по трубопроводу «Дружба».