Андрей Илларионов не обнаружил в России институтов современного государства.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Андрей Илларионов, бывший советник президента России, а ныне старший научный сотрудник Института Катона, словно нарочно приехал в Москву, чтобы отравить ощущение праздника российской элите. Вчера наиболее острый критик Кремля предложил «свое видение уходящего года».
Впрочем, начало выступления не предвещало никакой беды. Более того, казалось, что на этот раз обойдется без критики в адрес власти. Доклад аналитика по обыкновению состоял из десятка номинаций, среди которых значились «результат года», «событие года», «закон года», «афера года» и другие. Первым делом экономист напомнил, что рост мировых цен на нефть в 2006 году составил 26% по сравнению с прошлым годом, однако Россия не смогла в полной мере воспользоваться этим «подарком от внешнеэкономического мира». Инфляция в уходящем году, по прогнозам Илларионова, будет порядка 9%, то есть год станет первым в истории современной России, когда этот показатель не будет выражаться двузначным числом. В целом, подвел итог эксперт, 2006 год ознаменовался «техническим завершением 17-летнего экономического кризиса», и Россия вышла на уровень показателей «пика позднесоветского развития 1989 года», в том числе по такому ключевому показателю, как уровень ВВП.
Сегодня эта динамика, убежден аналитик, активно используется властью для «демонстрации благополучия в экономике». Однако, напомнил Илларионов, за 17 лет, которые ушли на восстановление потенциала России, было потеряно целое поколение. Россия не смогла восстановить промышленное производство и машиностроение, практически потеряла легкую промышленность. За период реформ другие страны ушли далеко вперед. Причем это касается не только Китая, в равной степени это относится и к бывшим советским республикам. Особенно впечатлили Илларионова успехи Эстонии, продемонстрировавшей, на его взгляд, что «подлинно демократический режим – это гораздо лучше российских нефти, леса и газа».
Как ни пытался подчеркнуть экс-советник Путина, что его доклад относится «к чисто экономической сфере», политический аспект его сообщения то и дело выходил на первый план. Отметив «замечательные успехи» российского руководства в деле «обеспечения политической стабильности и строительства вертикали власти», он подчеркнул, что это приводит не только к экономическим, но и к тяжелым политическим последствиям. В этой связи Илларионов назвал 2006 год «годом ликвидации». В стране, по мнению аналитика, полностью уничтожены институты власти, необходимые для существования современного государства. В доказательство Илларионов привел известную реплику спикера Госдумы Бориса Грызлова: «Парламент – это не место для дискуссий».
Нынешний курс Владимира Путина Илларионов обозначил термином «милитаризация». Напомнив при этом, что в момент обнародования последнего Послания президента Федеральному собранию индекс РТС упал на 25%, что сопоставимо со скоростью падения во время дефолта 1998 года. «Антизаконом года» Илларионовым признан закон об экстремизме, запрещающий критику должностных лиц. По мнению аналитика, Путин оказывается в щекотливом положении каждый раз, когда позволяет себе критиковать подчиненных. «Аферой года» названо первичное размещение акций компании «Роснефть». Сильно оживившись, аналитик заявил, что это была не просто афера, но «афера в кубе, афера в пятой степени, матрешка афер». IPO «Роснефти», считает Илларионов, стало «самым крупным за последние годы хищением госсобственности».
Вывод известного экономиста, как и следовало ожидать, оказался неутешительным: с точки зрения долгосрочной перспективы российская политическая и экономическая модель является неустойчивой и базируется только на общемировой конъюнктуре цен на энергоносители. Для сравнения был приведен Китай, где рост инвестиций опережает динамику частного потребления. В России, по словам эксперта, наблюдается прямо противоположная картина, и этот разрыв является очень тревожным знаком. В заключение сотрудник института Катона напомнил, что по уровню коррупции Россия находится на 120-м месте. Однако если учесть изобретенный самим Илларионовым «индекс институтов современного государства», то Россия и вовсе окажется в одной группе с такими странами, как Судан, Зимбабве и Лаос.