Сегодня значительная часть христиан во всем мире празднует Рождество по новому стилю. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, глава Русской Православной Церкви, у которой праздник еще впереди, направил поздравления главам христианских Церквей, отмечающих Рождество по григорианскому календарю. В то же время накануне праздника христианские лидеры во всем мире не преминули посетовать на «коммерциализацию духа Рождества» и забвение религиозного смысла праздника.
Как сообщает Би-би-си, чуть ли не половина британских детей в возрасте от 7 до 11 лет не знают, что Рождество – праздник в память о рождении Иисуса Христа. Главе Англиканской Церкви, архиепископу Кентерберийскому Роуэну Уильямсу или лидеру британских католиков кардиналу Кормаку Мерфи О’Коннору впору схватиться за голову и кричать: «Караул, секуляризм наступает!» Конечно, наступает. Символ Рождества сегодня – скорее, бородатый дед с мешком подарков, нежели Вифлеемская звезда и волхвы. Впрочем, есть в этом сегодня и плюс, о котором в христианских Церквах не задумываются.
В этом году на Западе спохватились: Рождество-то, как оказывается, не только общенациональный выходной, но и религиозный праздник! А «возмущение ислама», под знаком которого прошел 2006 год, заставляет Запад дуть на воду. И вот уже отсутствие елки в офисе британской компании, рождественских яслей в школе и изображений младенца Христа и волхвов на праздничных открытках – не курьез, а тенденция. Судебный иск от нехристианина, чьи религиозные чувства может оскорбить фигурка Девы Марии с младенцем в офисе или классе, – вот о чем болит сегодня голова у топ-менеджера или директора школы. Один неосторожный шаг – и разгневанное лицо «иноверца» напрочь испортит праздничное настроение.
Американцы столкнулись с другой проблемой. Продавец в магазине, провожающий покупателя традиционным пожеланием «Merry Christmas!» («Веселого Рождества!»), может оказаться в суде по причине все того же «оскорбления религиозных чувств». Ведь аккурат в эти дни покупатель может, скажем, праздновать Хануку или готовиться к Курбан-байраму. В США изобрели безотказную и политкорректную поздравительную формулу – вместо «веселого Рождества» желать просто «счастливых праздников». Не прогадаешь – какой-нибудь праздник поздравляемый уж точно будет отмечать.
Нет дыма без огня. Так исламский мир в уходящем году как никогда рьяно взялся экзаменовать Запад на политкорректность. То вступая в полемику относительно ношения мусульманками хиджабов на работе, то требуя перенести летнюю Олимпиаду 2012 года из-за совпадения сроков ее проведения со священным месяцем Рамадан. Запад, конечно, огрызался. Но, как показывает та же суета вокруг Рождества, совсем «заваливать» экзамен все-таки не хочет.
Западное общество стало не только многонациональным, но и многорелигиозным не сегодня и не вчера. Елка в офисе или в аэропорту – не демарш консерваторов, желающих сделать акцент на христианских корнях европейской или американской цивилизации. Это традиция, на которую большинство нехристиан, живущих в Европе или США, столь же традиционно раньше закрывали глаза. Ворчуны и борцы за последовательную политкорректность, конечно, подавали голос, но предпраздничная атмосфера неизбежно поглощала его, а новостные ленты превращали в чудачество. Но мир меняется, столкновение цивилизаций и ценностей становится все ощутимее. А на едва различимые прежде крики об «оскорблении религиозных чувств» прежде индифферентные СМИ и общество спешат как на пожар.
Христианская символика Рождества, совершенно естественная и не вызывавшая прежде никаких нареканий, оказалась заложницей новой общественной, информационной, даже цивилизационной конъюнктуры. Парадоксально, но факт: о религиозном смысле главного христианского праздника на Западе задумываться стало весьма некстати. Пока предприниматель или чиновник не задается вопросом о значении отмечаемого в офисе праздника, проблем не возникает. Похоже, та самая «коммерциализация духа Рождества», которую так часто обличают главы христианских Церквей, как ни странно, может оказаться «меньшим злом». А подчеркивание религиозных основ праздника в общественных дискуссиях может привести лишь к еще большему выхолащиванию смысла Рождества и к испорченному праздничному настроению.