У Александра Бабакова всегда наготове новый удивительный законопроект.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
«Родина» никому не позволит загонять граждан палкой в партийные ряды. Специальный законопроект на эту тему подготовлен одноименной фракцией Государственной Думы. Нарушителей конвенции авторы документа собираются нещадно карать – пока административно. Самый большой штраф для должностного лица предлагается установить в размере тридцати МРОТ – то есть по сегодняшним меркам в 33 тысячи рублей.
Штрафам подвергнут начальников, пытающихся заставить своих сотрудников вступить в ту или иную политическую партию. Партия «Родина» уже подготовила соответствующую поправку в Кодекс об административных правонарушениях. Сейчас на Охотном Ряду в разгаре сбор депутатских подписей под этим законопроектом. Похоже, под бумагой распишутся все видные деятели этой фракции начиная с ее лидера Александра Бабакова.
Родинцы предлагают дополнить главу 5 КоАП «Административные нарушения, посягающие на права граждан» специальной статьей под названием «Принуждение к вступлению в политическую партию». Принуждение, на взгляд авторов, – это когда в партию загоняют «путем насилия или угрозы применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого». Судя по всему, именно последняя часть и волнует думцев больше всего. Потому что именно должностным лицам, чаще всего использующим зависимое положение собственных подчиненных, предполагается выписывать штрафы в размере от 2 до 3 тысяч рублей. А вот простых граждан, которые, агитируя за свою любимую партию, внезапно переходят к рукопашному бою, предлагается штрафовать всего лишь на 500–1000 целковых. Что же касается не слишком крупных штрафов для разного рода начальников, то, как уверены во фракции «Родина», важнее всего не размер наказания, а общественный резонанс.
В пояснительной записке к документу указано: «в последнее время участились случаи принуждения граждан РФ к вступлению в политическую партию со стороны должностных лиц и начальства различных организаций». Заметим, что слово «партия» родинцы пишут в единственном числе, тем самым совершенно четко намекая, кого имеют в виду.
Депутаты разработали и механизм вскрытия политического насилия: гражданин должен пожаловаться в региональное подразделение Росрегистрации, а та уже будет иметь право обращения в суд, который и назначит наказание в виде штрафа. Именно на то, что инициатива обязательно должна исходить от граждан, указал в беседе с корреспондентом «НГ» депутат из фракции «Родина» Олег Шеин: «Должно быть от человека или нескольких людей заявление».
Корреспондент «НГ» поинтересовался: почему отвергнут вариант с уголовной ответственностью за принудительное партийство, как это ранее, по некоторым сведениям, и планировалось сделать? Уголовная ответственность, с удовольствием объяснил Шеин, наступает и так, если гражданина шантажировали или угрожали ему – даже если эти угрозы и не были связаны с принуждением вступить в партию. То есть в УК уже все инструменты защиты есть.
Между тем координатор фракции КПРФ Сергей Решульский уверен: заявление от принуждаемого человека – это и есть ключевая проблема законопроекта. «Идея неплохая, – заметил он в разговоре с корреспондентом «НГ», – но много ли найдется таких смелых, которые открыто заявят о том, что их принуждали вступать в «Единую Россию», и поставят в известность правоохранительные или какие-то другие органы?» Решульский, правда, признал, что насильственные приписки работников того или иного предприятия или учреждения к этой партии – это действительно распространенная практика, но отказался сравнивать ЕР с КПСС. «В КПСС карьеристы лезли со всех сторон, а тут люди только и думают, как бы избежать вступления в ряды «Единой России», так их туда все равно загоняют», – заявил он. По его мнению, здесь создается уже не прежняя советская система, а какая-то новофеодальная.
Первый вице-спикер Государственной Думы Олег Морозов не видит никаких перспектив у предлагаемого законопроекта: по его словам, «это неэффективная мера и ее невозможно реализовать». Он отметил, что непонятно, как будут проверяться заявления граждан, – ведь возможна и организованная политическая провокация. В то же время Морозов, конечно, признал, что если кого-то из людей заставляют вступать в ЕР, то «они вряд ли станут ее искренними членами, это скорее всего будут ее скрытые враги, а скрытый враг опаснее открытого». Олег Морозов уверен, что его партия должна отмечать все факты принудительного увеличения ее членства и сама разбираться с теми функционерами, которые занимаются такими делами.