Традиционный еврейский праздник Ханука (с древнееврейского – «освящение») торжественно праздновали накануне в Москве. Вечером Главный раввин Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Берл Лазар и мэр столицы Юрий Лужков, как и в прошлом году, зажгли праздничный восьмисвечник – ханукию.
В еврейских семьях первую из восьми свеч ханукии зажгли уже в пятницу, 15 декабря, в день начала Хануки. Однако официальные мероприятия пришлось «сдвинуть» на два дня. Религиозные евреи с вечера пятницы до вечера субботы соблюдают шаббат и ограничены в передвижении.
Российские еврейские религиозные организации в этом году совместили празднование Хануки с рядом вполне светских мероприятий. ФЕОР вручала в Театре Российской армии свою ежегодную премию «Человек года». Премии, в частности, получили Юрий Лужков, телеведущий Владимир Молчанов, хореограф Борис Эйфман, ученый Александр Игнатенко. В Российском еврейском конгрессе (РЕК) к Хануке приурочили празднование десятилетнего юбилея организации и столетия режиссера Романа Кармена. Торжества прошли в московском «Форум холле», сотни приглашенных слушали обращения президента РЕК Вячеслава Кантора, Главного раввина столицы Пинхаса Гольдшмидта, выступления певцов и музыкальных коллективов.
В московских синагогах торжества прошли уже в пятницу. В синагоге на Поклонной горе помимо торжественного зажжения ханукии, в котором участвовали посол Израиля в России Анна Азари и генеральный секретарь Евразиатского еврейского конгресса Михаил Членов, состоялся интеллектуальный диспут «Ханука: вчера, сегодня, завтра». В праздничной церемонии в Хоральной синагоге принял участие глава израильского Центра по изучению Торы раввин Симха Авраам Ашлаг.
Евреи отмечают Хануку в память о событиях 164 г. до н. э., когда евреи изгнали эллинов-язычников из иерусалимского Храма и вновь освятили его. Однако праздник имеет и политическое значение: возвращение Храма евреям стало результатом борьбы евреев за независимость от Селевкидовской (греко-сирийской) династии. Главный раввин ФЕОР Берл Лазар в праздничном обращении 15 декабря интерпретировал эту борьбу в нравственной плоскости, заявив, что «война велась не за территорию, а за идею, за жизненные ценности».
По словам раввина, евреи восстали против «эллинской идеологии и образа жизни, основанного на погоне за наслаждениями», а «уроки Хануки» актуальны и сегодня в «обществе потребления». «Представьте себе на минуту, что подобный конфликт происходит в наше время: эллинов вы нашли бы в кафе, на шоу в концертном зале или дома перед телевизором. А евреев – в синагоге, в библиотеке или дома с книгой. На чьей стороне вы находились бы в этом случае?» – с таким вопросом обратился к евреям в своем обращении Берл Лазар.
Праздничное обращение Главного раввина Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) Адольфа Шаевича оказалось предельно лаконичным. Он всего лишь сказал, что огонь, зажженный в 164 г. до н. э. во вновь освященном иерусалимском Храме, «на протяжении веков напоминает нам о чудесном свете, разогнавшем тьму и победившем зло». Шаевич ограничился тем, что пожелал евреям «здоровья, благополучия и уверенности», не проводя параллелей между эпохами и не останавливаясь на злободневности «уроков Хануки».