Похоже, определился предвыборный телеформат участия оппозиции в кампаниях 2007 года. Заодно определен и основной состав соревнующихся. На одном из госканалов в минувшее воскресенье состоялся премьерный показ чрезвычайно редких гостей официозного телевидения – лидера КПРФ Геннадия Зюганова и главы «Союза правых сил» Никиты Белых.
Информационный повод и отправная точка показа – известная встреча партийцев у президента и выборы в Перми. И если яблочный лидер лишь мелькнул в репортаже, то Белых и Зюганов представлены были широко и подробно. Глава СПС – с некоторым налетом комичности, тяжело и малоэстетично отдувающийся под тяжестью гирь, гантелей и штанг в спортзале, с обернутым вокруг шеи полотенцем. Таким образом гражданам как бы наглядно продемонстрировали, каких гигантских усилий стоила партии недавняя победа на региональных выборах. Продублированная несколько раз в анонсах передачи сцена с тренажерами поместила Белых в ряд официально признанных мягких и немного забавных оппозиционеров, к которым трудно относиться серьезно – слишком очевиден был разрыв между намерением лидера казаться мощным борцом и рыхловатой фактурой культуриста-любителя.
Но – внимание – Белых не был добит беспощадными телевизионщиками тут же, у штанги. Напротив даже: соседние кадры содержали солидную процентную схему итогов пермской кампании, где СПС выглядел куда как достойно на фоне соперников. Да и лидера показали уже в пиджаке, а не в потной майке.
Сюжет с Зюгановым оказался еще любопытнее. Лидер коммунистической оппозиции, еще утром митинговавший у памятника Карлу Марксу на Театральной площади по поводу вредной социальной политики властей, статуей замер перед диктором, внимательно вслушиваясь в вопросы. Которых оказалось два. Заученно отвечая на первый, Зюганов успел поделиться наболевшим: сугубо отрицательным мнением о «жиропени», то есть самом главном своем политическом противнике. Если кто помнит, речь идет о партии «Справедливая Россия» и ее лидере, спикере Совета Федерации Сергее Миронове. Следующий вопрос касался внешней политики. И здесь гость студии дал себе волю, твердо зная, что от него ожидает слушатель, контролирующий процесс (возможно даже, этих слушателей было несколько). Спич насчет врагов отечества, желающих стране погибели путем изощренных козней, был исполнен безукоризненно. Одобрительно кивнувший диктор, казалось, еще немного – и попросит Зюганова повторить сказанное на «бис».
Не попросил, удержался. Зато стало ясно, кто из приглашенных недавно в Ново-Огарево партийцев удостоен отныне пребывания в высшей лиге – рядах признанной Кремлем оппозиции. Роли расписаны и утверждены. СПС, в полной гармонии со своей ведущей идеологической установкой, будет критиковать власть там, где с ней не согласен, и соглашаться с теми решениями, которые кажутся правильными политсовету «Союза правых сил». А если и занесет партийцев невзначай в сторону – всегда есть возможность иронически улыбнуться потугам несовершенной человеческой натуры.
С КПРФ еще проще. Геннадий Зюганов – человек не увлекающийся, человек дисциплины, человек порядка. Его не придется одергивать. Старый аппаратный волк все понимает с полуслова. Ему немного надо: всего лишь добраться до горла удачливого соперника. Виртуально, конечно, на практике кто ж позволит такую вольность. Зато какое единение душ будет наблюдаться во время всей предвыборной кампании у КПРФ и руководства страны: тема внешних врагов, подозреваю, далеко не исчерпана. «Нас приучают к политическим убийствам», как заметил недавно ведущий политолог страны.
Таким образом, партия власти теперь вовсе не обязана артикулировать весь набор современных государственных ценностей. Пирог придется поделить с некоторыми оппозиционными структурами, которым присвоен «знак качества». А участникам низшей лиги – всяким там касьяновым, явлинским, каспаровым и алексеевым – останется все остальное поле оппозиционной деятельности. Некий слабо освещенный пустырь.