Вчера Госдума приняла в первом чтении законопроект, рожденный в самый разгар российско-грузинского противостояния. Данный закон, в случае его подписания президентом, дает главе государства единоличное право применения экономических санкций. Законопроект, разработанный по приказу руководства «Единой России», был подписан депутатами Владиславом Резником, Владимиром Плигиным и Константином Шипуновым и поддержан 356 парламентариями: дружно проголосовали «за» единороссы и фракция ЛДПР, оппозиция же назвала закон «исторически несвоевременным».
Центральное понятие законопроекта «О специальных экономических мерах в условиях международной чрезвычайной ситуации» – собственно «международная чрезвычайная ситуация» – выглядит весьма туманно: «совокупность обстоятельств, представляющих угрозу здоровью, правам и свободам человека и гражданина и безопасности государства и возникающих во взаимоотношениях с органами власти, юридическими и физическими лицами иностранного государства». Сами авторы законопроекта признали: понятие международной ЧС требует дальнейшего уточнения. Зато в документе четко зафиксировано, что специальные экономические меры «могут быть применены в отношении любых государств и лиц».
Согласно законопроекту, президент может инициировать спецмеры или сам, или прислушавшись к мнению Думы, Совета Федерации и правительства. Отменять эти меры, в том числе и досрочно, глава государства сможет тоже либо по личному решению, либо по рекомендации парламента и правительства. Устанавливаться спецмеры могут не более чем на 4 года, но «если сохраняется угроза здоровью, правам и законным интересам граждан и безопасности государства», они могут быть продлены еще на 2 года.
Глава думского комитета по кредитным организациям Владислав Резник сообщил, что законопроект основан на опыте США, которые взяли себе право на основании собственного национального законодательства вводить санкции против любых государств, компаний и частных лиц. И тут же получил вопрос от независимого депутата Владимира Рыжкова: а оценивали ли авторы документа возможные экономические потери именно для российской экономики? Поскольку, заметил Рыжков, часто от санкций страдает как раз та страна, которая их и объявляет.
Владислав Резник признался – основной ущерб от будущего применения документа понесет именно российский бизнес. Глава думского комитета по финансам честно ответил, что санкции «применяются, естественно, не к иностранному государству, они применяются не к иностранным компаниям, не к иностранным гражданам, они применяются, естественно, к российским резидентам, которые взаимодействуют с компаниями-нерезидентами». Поэтому, по его мнению, ко второму чтению действительно надо будет предусмотреть механизмы компенсации возможных потерь российских предпринимателей. Таким образом, получилось, что направленность законопроекта оказалась не слишком понятной: санкции станут вводиться от имени России вроде бы против иностранных держав, но с ущербом для страны-инициатора, ее компаний и граждан. Что не преминули заметить и думские коммунисты, отказавшиеся его поддержать. А независимый депутат Валерий Зубов прямо назвал проект закона, подписанный единороссами, «исторически несвоевременным». По его словам, «этот закон заведомо противоречит национальным интересам – ведь совершенно очевидно, что в перспективе имеются в виду не санкции против Франции или Германии, а имеются в виду вполне определенные страны, куда наш бизнес стал активно входить». Депутат уверен в том, что принятие данного закона заставит власти именно этих стран насторожиться и более внимательно отнестись к российской экспансии.
И действительно, если посмотреть на перечень тех специальных экономических мер, отмеченных в законопроекте, то легко сообразить, что значительная их часть может ударить как раз и по российскому капиталу, и по российскому же потребителю. Например, запрет или частичное ограничение финансовых и внешнеэкономических операций, приостановление действия международных или межгосударственных торговых договоров, изменение экспортных и импортных таможенных пошлин, установление ограничений на осуществление туристской деятельности. Часть непонятностей и неточностей Владислав Резник обещал вчера снять и откорректировать ко второму чтению. Однако на поправки дана всего неделя, за которую, как представляется, сделать все это, в том числе придумать четкую правовую формулировку такому никогда ранее не существовавшему понятию, как «международная чрезвычайная ситуация», будет весьма непросто.