В пятницу на КВН пришел президент России Владимир Путин и, посидев в первом ряду, объявил, что подписал указ о награждении Александра Маслякова орденом «За заслуги перед Отечеством».
Незадолго до этого президент роздал ордена и медали чуть ли не всему государственному телевидению – руководителям каналов, корреспондентам, ведущим. Не забыл инженеров, что обслуживают Останкинскую башню. Словом, более ста двадцати человек стали орденоносцами.
Сделав над собой некоторое усилие, я все-таки, вероятно, смогу понять, в чем заслуги перед Отечеством Александра Маслякова. По крайней мере человек сорок пять лет худо-бедно веселит страну. Но, чтобы объяснить мне, чем так выделился перед родиной, скажем, Андрей Малахов, потребуется, боюсь, крепкий психоаналитик. Или крепкий напиток. Малахов уже несколько лет успешно в прайм-тайме рейтингово перетряхивает чужое грязное белье. Надо отдать ему должное, делает он это довольно умело, однако впервые слышу, что делать это на глазах у миллионов – подвиг в мирное время. (По ходу дела так хочется узнать, чем невероятно выделился заместитель руководителя секретариата администрации президента РФ (и не поймешь сразу, что за должность-то), что удостоился ордена Почета).
Впрочем, загадки тут никакой нет. По части раздач государственных наград нынешние власти переплюнули советскую власть. Та в обязательном порядке омедаливала работников такой-то промышленности к ее празднику, милиционеров – ко Дню милиции, рыбаков – ко Дню рыбака и т.д. Это была «нормальная» советская практика. Сейчас эта практика не только вернулась – в профессиональные праздники страна опять стала прирастать немыслимым количеством орденоносцев, – но теперь и обогатилась свежими идеями, навеянными новыми временами. Советский народ и так был приручен, а государственные награды призваны были лишь укреплять веру в заботу партии. То есть в определенном смысле власть показывала свою лояльность к народу. При Ельцине наградная вакханалия поутихла, теперь же развернулась с новой силой. Нынешние власти, тоннами раздавая ордена, затеяли игру, похожую на ту, что разыгрывалась в советские времена. Помните – мы делаем вид, что работаем, они делают вид, что нам платят? Нынче эта шутка не актуальна, куда актуальнее другая: мы делаем вид, что лояльны к власти, власть делает вид, что нам верит. Новоиспеченным орденоносцам как-то неловко не вступать в «Единую Россию», а если не вступать, то уж по крайней мере открыто поддерживать. Что и делают в меру своего прирученного таланта наши деятели культуры. Особенно перед выборами. Раздавая направо и налево ордена и медали, государство словно заключает в медвежьи объятия, показывая полное понимание и единение. А понимание государства надо оправдывать.
Телевидению – особенно. Телевидение – мощный аппарат замусоривания мозгов. Чем больше в головах людей мусора, тем меньше они будут думать. Думающий народ, особенно перед выборами, да еще с последними выборными нововведениями, вдруг да окажется опасен. Поэтому и надо всячески приветствовать тех, кто отвлекает от возможных ненужных мыслей, орден им в зубы, чтобы помнили, что сверху видно все, – и «Пусть говорят». Прямо как у Малахова.
Какой шум недавно поднялся, когда на Сотбис выставили советские военные ордена! И настояли-таки российские власти, чтобы ордена сняли с торгов. Все правильно, нельзя реликвиями направо и налево торговать. Только получается, что одной рукой мы защищаем старые реликвии, а другой с легкостью необыкновенной девальвируем новые. И забота об исторических регалиях в такой ситуации становится похожей на кликушество.
Зато, если верить Брехту, с родиной нашей все в порядке. «Горе той стране, которая нуждается в героях», – говорил он. Россия в героях не нуждается, у нее их полно, куда ни кинь – всюду герои, все при орденах, при медалях, все в заслугах перед Отечеством. На эстраде поют, резвятся и всячески гарцуют сплошные орденоносцы, новости по телевизору нам читают орденоносцы, «Моей прекрасной няней» пугают нас тоже орденоносцы, с глянцевых обложек смотрят на нас они же, кремлевские чиновники – и те при орденах.
Говорят, родина должна знать своих героев. Но у нас их так много, что не успеваешь уследить – с такой скоростью одаривает государство присных. Владимир Владимирович, я ведь тоже хорошо работаю, заметок много написала, и про Вас в том числе. Может, и мне под шумок что-нибудь перепадет, а? Я не гордая, я согласна на медаль.