0
882
Газета Политика Интернет-версия

23.11.2006 00:00:00

Эффект бумеранга

Тэги: избирательный закон, вешняков


В декабре, судя по всему, завершится масштабная правка избирательного законодательства, происходившая в течение 2006 года. Что будет означать – если не появятся новые инициативы в этой сфере – полную готовность страны не только к региональным, но и к парламентским выборам.

Наивысшую активность парламентарии проявили в последние недели. В сочетании с прозвучавшим во вторник заявлением председателя Центральной избирательной комиссии Александра Вешнякова о высокой степени готовности в этом плане ЦИКа ситуация выглядит прелюдией к досрочной думской кампании.

Плотину прорвало

Напомним: президент выступил с инициативой коренным образом изменить избирательное законодательство в 2004 году сразу же после теракта в Беслане. Что и было сделано в первой половине следующего года. К лету 2005-го все законы о выборах были откорректированы: отменены выборы в одномандатных округах на федеральном уровне, повсеместно запрещены избирательные блоки, ужесточены правила сбора подписей и контроль за этой процедурой, введен императивный мандат. Выборы по партийным спискам были устроены по схеме, выгодной тем партиям, которые уже находились в Думе, и прежде всего «Единой России». Председатель Центризбиркома объявил, что обновление избирательного законодательства на этом закончено. Оказалось, он ошибся.

Правда, в течение года никаких предложений что-то еще поменять в выборных правилах не появлялось. Но весной 2006-го плотину прорвало. Подписываемые обычно группой депутатов, представляющих все или почти все думские фракции, законопроекты посыпались один за одним. В апреле появилась инициатива не просто запретить депутатам переходить из одной фракции в другую, но и фактически ликвидировать так называемые скрытые блоки, когда по спискам одной, более сильной партии проходят и ее более слабые союзники. В законодательство было введено положение, согласно которому инопартийцы должны были в безусловном порядке исключаться из списков кандидатов. Примерно в то же время опять-таки «группа товарищей» предложила отказывать в регистрации имеющим двойное гражданство претендентам. Уже действующих депутатов, имеющих второе гражданство, было обещано лишать мандатов. В следующем месяце тверские законодатели предложили отменить для выборов всех уровней графу бюллетеня «против всех». Такая идея получила полное одобрение думского большинства, так что уже через полтора месяца закон вступил в силу.

А в начале июня в очередной раз за подписью полдесятка депутатов появились два законопроекта. Первый предлагал усовершенствовать определение экстремистской деятельности, довольно значительно его расширив. Второй проект фиксировал целый комплекс поправок как в базовый выборный закон о гарантиях избирательных прав граждан, так и во все именные избирательные законы: Госдумы, президента, региональных законодательных собраний и даже муниципальных народных представительств. Предлагалось отменять регистрацию кандидатов, осужденных за экстремистские преступления, снова ужесточались правила сбора подписей граждан и предвыборной агитации, вырос список оснований для отказа партиям и кандидатам на участие в выборах, в избирательные споры между партиями вводилась прокуратура, а также планировалось возвратить такой институт, как досрочное голосование.

Вешняков остался при своих

Глава ЦИКа Александр Вешняков выступал резко против большинства данных нововведений. Впрочем, в самый последний день весенней сессии 2006 года законопроект все-таки был принят в первом чтении. Именно тогда, выступая на этом последнем перед каникулами думском заседании, Вешняков и пожаловался на то, что теперь корректировка избирательного законодательства проходит почти без участия ЦИКа. Окончательное голосование за проект показало: мнение этого ведомства теперь действительно фактически потеряло значение для администрации президента и «Единой России». И хотя досрочное голосование восстановлено не было, вместо этого был отменен порог обязательной явки для всех выборов – и президентских, и думских, и региональных, и муниципальных. Список оснований для отказа в регистрации за экстремистские правонарушения был дополнен и административным наказанием. Так что если какой-то из кандидатов будет оштрафован за плохие слова, произнесенные на митинге, то еще в течение года после этого статуса кандидата в депутаты ему не видать.

И уже на осенней сессии 2006 года появились еще 2 законодательные инициативы по изменению избирательного законодательства. Предложено разрешить партиям самим заполнять вакантные депутатские места, а также возвращать в депутаты тех своих активистов, которые по каким-то причинам от депутатства ранее отказались. Этот законопроект в настоящее время отложен для того, чтобы более четко прописать все его формулировки. А вот другая идея – запретить финансирование партий через некоммерческие организации в том случае, если они получают деньги из-за границы или от компаний, 30% и более которых принадлежат государству, – будет рассмотрена Госдумой уже в начале декабря.

Таким образом, к новому году модернизация избирательных правил должна полностью завершиться, если, конечно, в президентской администрации не найдут в них еще какие-то нестыковки и лазейки. Если же никаких указаний оттуда так и не последует, то это скорее всего будет означать, что выборы в Государственную Думу можно будет проводить в любое удобное для Кремля время.

Кому выгодно?

Корреспондент поинтересовался в Центризбиркоме, глава которого долго пытался воздействовать на процесс правки: в чью пользу переписывалось избирательное законодательство все это время? Насколько выгодно – или нет – оно теперь политическим партиям? В беседе с корреспондентом «НГ» член ЦИК РФ Евгений Колюшин оценил изменения в избирательном законодательстве, появившиеся в прошлом году, «как сделанные по принципу шаг вперед – два шага назад»: «Действительно, была усилена роль политических партий, но – за счет прав избирателей». Последняя правка, на его взгляд, определенно выгодна прежде всего «Единой России». Остальные партии, даже те, которые имеют фракции в Государственной Думе, по сути дела, ничего и не получили, утверждает Колюшин.

Член Центризбиркома усматривает в законах последнего времени лишение пассивного избирательного права как минимум для 4 категорий граждан: «отказ в регистрации за административное наказание вообще ставит вопрос о конституционности этой меры. Появилось два новых основания для отказа в регистрации – нарушение при оформлении документов и отсутствие необходимых сведений».

Доводы авторов поправок насчет усиления борьбы с экстремизмом в ходе избирательных кампаний Колюшин комментирует следующим образом: «это, может быть, и было правильно, если бы не столь расширенное понятие термина». «Драконовским» называет циковец и запрет агитации в телеэфире: «Здесь можно усмотреть нарушение свободы слова и печати, потому что если в газетах таких жестких ограничений нет, то в телеэфире они вводятся».

Кроме того, подчеркивает Колюшин, теперь можно отменять регистрацию за 2 дня до голосования, а раньше за 5. Прокуратура, замечает собеседник «НГ», получает право участия в избирательных спорах: «Отменена явка, а ранее – графа «против всех». Все это в целом не способствует развитию как института выборов, так и всего демократического устройства нашей страны. Эти нормы имеют эффект бумеранга, то есть они в принципе могут быть применены и против «Единой России» – все зависит от того, кто их будет применять. Однако уже сейчас лично мне понятно, что все изменения окажут серьезное влияние и на проведение самих выборов, и на состав будущего депутатского корпуса».

Корреспондент поинтересовался: выборы можно проводить и раньше намеченного на декабрь 2007 года срока? В юридическом плане, ответил Колюшин, действительно все готово, «ну, или почти все... Есть вещи, которые говорят о том, что выборы в Думу могут оказаться досрочными. Например, то, что бюджет 2008 года депутаты примут полностью уже в июле 2007 года. Это тревожный симптом. Что это значит? То, что до конца года они, в общем-то, будут уже и не нужны и выборы можно проводить, положим, в октябре. Что же касается закона о выборах президента, то он так кардинально, как закон о выборах депутатов Госдумы, не менялся. Правда, сейчас, после того как вступят в силу недавно принятые Думой поправки к закону об основных гарантиях, придется снова менять и президентский, и думский законы, чтобы они не противоречили базовому».

Было:

Стало:

Официальные блоки запрещаются, но запрета на
«скрытые» нет.
Представителям одной партии нельзя баллотироваться по спискам другой.
Императивный мандат действовал только для депутатов Госдумы, самостоятельный переход из одной фракции в
другую запрещен.
Императивный мандат распространен и на региональный уровень. Если депутат, избранный по спискам одной партии, переходит в другую, то он лишается мандата.
Графа бюллетеня «против всех». Имела значение в том
случае, если поданных за нее голосов было больше, чем
за кандидата или партию, получивших максимальную
поддержку избирателей. В реальности служила выходом
для граждан, недовольных навязываемыми им властью
кандидатами и партиями.
Отменена как несоответствующая демократическим нормам, существующим в развитых демократиях, а также потому, что граждане должны делать активный (то есть между имеющимися претендентами), а не пассивный выбор
Обязательная явка на депутатских выборах в регионах не
ниже 20%, на думских – 25%. Если не набиралась,
выборы объявлялись несостоявшимися.
Явка отменена как на депутатских, так и на президентских выборах, хотя для последних она была в размере 50%.
Отказ в регистрации кандидатов только в случае
невыполнения ими четко очерченного круга
избирательных правил.
Неполнота сведений, не заверенные нотариально данные на кандидатов, кандидаты, имеющие приговор суда или административное наказание за экстремистские правонарушения, не имеют право баллотироваться.
Сбор подписей граждан для регистрации кандидата или
партийного списка – за собственные партийные деньги, а
потом их учет в избирательном фонде
Сбор подписей граждан только после открытия специального избирательного счета, а потому – меньше времени на сбор.
Споры между участниками выборов через суд только по
собственной инициативе.
Прокуратура получает права участника избирательных споров.

Содержание агитационных материалов – видеороликов,
плакатов и листовок – фактически не регулируется, важно
только, чтобы они были оплачены из избирательного фонда

Жесткая цензура их содержания, запрет на критику соперников и создание для них отрицательного


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сенаторов ознакомили с материалами уголовных дел

Сенаторов ознакомили с материалами уголовных дел

Екатерина Трифонова

Следователи и адвокаты спорят о причинах длительного содержания граждан в СИЗО

0
543
Теракт против генерала Кириллова может задеть межнациональные отношения

Теракт против генерала Кириллова может задеть межнациональные отношения

Владимир Разуваев

Задержанный подозреваемый – мигрант из Узбекистана – заявил, что выполнял задание украинских спецслужб

0
809
Партии возвращаются к "народным референдумам"

Партии возвращаются к "народным референдумам"

Дарья Гармоненко

Будущий электорат стимулируют сбором подписей под различными инициативами

0
604
Белгородские предприятия отказались от хранения топлива на приграничных территориях

Белгородские предприятия отказались от хранения топлива на приграничных территориях

0
410

Другие новости