В декабре, судя по всему, завершится масштабная правка избирательного законодательства, происходившая в течение 2006 года. Что будет означать – если не появятся новые инициативы в этой сфере – полную готовность страны не только к региональным, но и к парламентским выборам.
Наивысшую активность парламентарии проявили в последние недели. В сочетании с прозвучавшим во вторник заявлением председателя Центральной избирательной комиссии Александра Вешнякова о высокой степени готовности в этом плане ЦИКа ситуация выглядит прелюдией к досрочной думской кампании.
Плотину прорвало
Напомним: президент выступил с инициативой коренным образом изменить избирательное законодательство в 2004 году сразу же после теракта в Беслане. Что и было сделано в первой половине следующего года. К лету 2005-го все законы о выборах были откорректированы: отменены выборы в одномандатных округах на федеральном уровне, повсеместно запрещены избирательные блоки, ужесточены правила сбора подписей и контроль за этой процедурой, введен императивный мандат. Выборы по партийным спискам были устроены по схеме, выгодной тем партиям, которые уже находились в Думе, и прежде всего «Единой России». Председатель Центризбиркома объявил, что обновление избирательного законодательства на этом закончено. Оказалось, он ошибся.
Правда, в течение года никаких предложений что-то еще поменять в выборных правилах не появлялось. Но весной 2006-го плотину прорвало. Подписываемые обычно группой депутатов, представляющих все или почти все думские фракции, законопроекты посыпались один за одним. В апреле появилась инициатива не просто запретить депутатам переходить из одной фракции в другую, но и фактически ликвидировать так называемые скрытые блоки, когда по спискам одной, более сильной партии проходят и ее более слабые союзники. В законодательство было введено положение, согласно которому инопартийцы должны были в безусловном порядке исключаться из списков кандидатов. Примерно в то же время опять-таки «группа товарищей» предложила отказывать в регистрации имеющим двойное гражданство претендентам. Уже действующих депутатов, имеющих второе гражданство, было обещано лишать мандатов. В следующем месяце тверские законодатели предложили отменить для выборов всех уровней графу бюллетеня «против всех». Такая идея получила полное одобрение думского большинства, так что уже через полтора месяца закон вступил в силу.
А в начале июня в очередной раз за подписью полдесятка депутатов появились два законопроекта. Первый предлагал усовершенствовать определение экстремистской деятельности, довольно значительно его расширив. Второй проект фиксировал целый комплекс поправок как в базовый выборный закон о гарантиях избирательных прав граждан, так и во все именные избирательные законы: Госдумы, президента, региональных законодательных собраний и даже муниципальных народных представительств. Предлагалось отменять регистрацию кандидатов, осужденных за экстремистские преступления, снова ужесточались правила сбора подписей граждан и предвыборной агитации, вырос список оснований для отказа партиям и кандидатам на участие в выборах, в избирательные споры между партиями вводилась прокуратура, а также планировалось возвратить такой институт, как досрочное голосование.
Вешняков остался при своих
Глава ЦИКа Александр Вешняков выступал резко против большинства данных нововведений. Впрочем, в самый последний день весенней сессии 2006 года законопроект все-таки был принят в первом чтении. Именно тогда, выступая на этом последнем перед каникулами думском заседании, Вешняков и пожаловался на то, что теперь корректировка избирательного законодательства проходит почти без участия ЦИКа. Окончательное голосование за проект показало: мнение этого ведомства теперь действительно фактически потеряло значение для администрации президента и «Единой России». И хотя досрочное голосование восстановлено не было, вместо этого был отменен порог обязательной явки для всех выборов – и президентских, и думских, и региональных, и муниципальных. Список оснований для отказа в регистрации за экстремистские правонарушения был дополнен и административным наказанием. Так что если какой-то из кандидатов будет оштрафован за плохие слова, произнесенные на митинге, то еще в течение года после этого статуса кандидата в депутаты ему не видать.
И уже на осенней сессии 2006 года появились еще 2 законодательные инициативы по изменению избирательного законодательства. Предложено разрешить партиям самим заполнять вакантные депутатские места, а также возвращать в депутаты тех своих активистов, которые по каким-то причинам от депутатства ранее отказались. Этот законопроект в настоящее время отложен для того, чтобы более четко прописать все его формулировки. А вот другая идея – запретить финансирование партий через некоммерческие организации в том случае, если они получают деньги из-за границы или от компаний, 30% и более которых принадлежат государству, – будет рассмотрена Госдумой уже в начале декабря.
Таким образом, к новому году модернизация избирательных правил должна полностью завершиться, если, конечно, в президентской администрации не найдут в них еще какие-то нестыковки и лазейки. Если же никаких указаний оттуда так и не последует, то это скорее всего будет означать, что выборы в Государственную Думу можно будет проводить в любое удобное для Кремля время.
Кому выгодно?
Корреспондент поинтересовался в Центризбиркоме, глава которого долго пытался воздействовать на процесс правки: в чью пользу переписывалось избирательное законодательство все это время? Насколько выгодно – или нет – оно теперь политическим партиям? В беседе с корреспондентом «НГ» член ЦИК РФ Евгений Колюшин оценил изменения в избирательном законодательстве, появившиеся в прошлом году, «как сделанные по принципу шаг вперед – два шага назад»: «Действительно, была усилена роль политических партий, но – за счет прав избирателей». Последняя правка, на его взгляд, определенно выгодна прежде всего «Единой России». Остальные партии, даже те, которые имеют фракции в Государственной Думе, по сути дела, ничего и не получили, утверждает Колюшин.
Член Центризбиркома усматривает в законах последнего времени лишение пассивного избирательного права как минимум для 4 категорий граждан: «отказ в регистрации за административное наказание вообще ставит вопрос о конституционности этой меры. Появилось два новых основания для отказа в регистрации – нарушение при оформлении документов и отсутствие необходимых сведений».
Доводы авторов поправок насчет усиления борьбы с экстремизмом в ходе избирательных кампаний Колюшин комментирует следующим образом: «это, может быть, и было правильно, если бы не столь расширенное понятие термина». «Драконовским» называет циковец и запрет агитации в телеэфире: «Здесь можно усмотреть нарушение свободы слова и печати, потому что если в газетах таких жестких ограничений нет, то в телеэфире они вводятся».
Кроме того, подчеркивает Колюшин, теперь можно отменять регистрацию за 2 дня до голосования, а раньше за 5. Прокуратура, замечает собеседник «НГ», получает право участия в избирательных спорах: «Отменена явка, а ранее – графа «против всех». Все это в целом не способствует развитию как института выборов, так и всего демократического устройства нашей страны. Эти нормы имеют эффект бумеранга, то есть они в принципе могут быть применены и против «Единой России» – все зависит от того, кто их будет применять. Однако уже сейчас лично мне понятно, что все изменения окажут серьезное влияние и на проведение самих выборов, и на состав будущего депутатского корпуса».
Корреспондент поинтересовался: выборы можно проводить и раньше намеченного на декабрь 2007 года срока? В юридическом плане, ответил Колюшин, действительно все готово, «ну, или почти все... Есть вещи, которые говорят о том, что выборы в Думу могут оказаться досрочными. Например, то, что бюджет 2008 года депутаты примут полностью уже в июле 2007 года. Это тревожный симптом. Что это значит? То, что до конца года они, в общем-то, будут уже и не нужны и выборы можно проводить, положим, в октябре. Что же касается закона о выборах президента, то он так кардинально, как закон о выборах депутатов Госдумы, не менялся. Правда, сейчас, после того как вступят в силу недавно принятые Думой поправки к закону об основных гарантиях, придется снова менять и президентский, и думский законы, чтобы они не противоречили базовому».
Было: |
Стало: |
Официальные блоки запрещаются, но запрета на «скрытые» нет. |
Представителям одной партии нельзя баллотироваться по спискам другой. |
Императивный мандат действовал только для депутатов Госдумы, самостоятельный переход из одной фракции в другую запрещен. |
Императивный мандат распространен и на региональный уровень. Если депутат, избранный по спискам одной партии, переходит в другую, то он лишается мандата. |
Графа бюллетеня «против всех». Имела значение в том случае, если поданных за нее голосов было больше, чем за кандидата или партию, получивших максимальную поддержку избирателей. В реальности служила выходом для граждан, недовольных навязываемыми им властью кандидатами и партиями. |
Отменена как несоответствующая демократическим нормам, существующим в развитых демократиях, а также потому, что граждане должны делать активный (то есть между имеющимися претендентами), а не пассивный выбор |
Обязательная явка на депутатских выборах в регионах не ниже 20%, на думских – 25%. Если не набиралась, выборы объявлялись несостоявшимися. |
Явка отменена как на депутатских, так и на президентских выборах, хотя для последних она была в размере 50%. |
Отказ в регистрации кандидатов только в случае невыполнения ими четко очерченного круга избирательных правил. |
Неполнота сведений, не заверенные нотариально данные на кандидатов, кандидаты, имеющие приговор суда или административное наказание за экстремистские правонарушения, не имеют право баллотироваться. |
Сбор подписей граждан для регистрации кандидата или партийного списка – за собственные партийные деньги, а потом их учет в избирательном фонде |
Сбор подписей граждан только после открытия специального избирательного счета, а потому – меньше времени на сбор. |
Споры между участниками выборов через суд только по собственной инициативе. |
Прокуратура получает права участника избирательных споров. |
Содержание агитационных материалов – видеороликов, |
Жесткая цензура их содержания, запрет на критику соперников и создание для них отрицательного |