«Дьявол кроется в деталях» – эта американская поговорка вполне применима к подписанному в Ханое двустороннему российско-американскому Протоколу о присоединении РФ к Всемирной торговой организации (ВТО). В данном случае «детали» скрыты в прилагаемых к протоколу обменных письмах, в которых содержатся обязательства в конкретных сферах торговли и услуг.
Однако самая существенная деталь не попала ни в двусторонний протокол, ни в обменные письма, ни даже в комментарии. Это вопрос о перспективе ратификации соглашения в Конгрессе США.
Дело в том, что прием той иной страны в состав ВТО подразумевает предоставление ей странами-участницами режима постоянных нормальных торговых отношений, что до этого называлось режимом наибольшего благоприятствования (РНБ). А именно возможности использования этого режима в торговле с США все еще лишена Россия – таково наследство в торговой области, которое досталось РФ как правопреемнику СССР.
Советскому Союзу отказали в РНБ из-за поправки к американскому закону о торговле, принятой в 1974 году. Поправка, названная по имени сенатора Генри Джексона и конгрессмена Чарльза Вэника, ставила предоставление РНБ той или иной стране в зависимость от того, насколько эта страна обеспечивает свободу выезда из нее.
Прошли годы, отменены ограничения на выезд из нашей страны, и даже открестились от поправки Джексона–Вэника протолкнувшие ее ведущие еврейские организации США. Однако поправка продолжает сохранять роль серьезного препятствия на пути развития торговли между двумя странами. Начиная с 1991 года на временной основе ее действие в отношении России ежегодно приостанавливает президент США, направляя соответствующее письмо в Конгресс. Однако разве можно планировать значительные торговые дела исключительно в рамках одного года?
Джордж Буш-старший, Билл Клинтон, а затем нынешний президент Джордж Буш по нескольку раз обещали отменить поправку Джексона–Вэника, однако каждый раз отступались, ссылаясь на неблагоприятное отношение в Конгрессе. Вашингтон сообщал о недовольстве законодателей «отступлением Кремля от демократии».
Мог ли нынешний президент «продавить» благоприятное решение через Конгресс, контролируемый его однопартийцами-республиканцами? Многие эксперты считают, что мог, но не захотел расходовать свой политический капитал на не приоритетную для себя цель. Ведь не секрет, что соглашения между Белым домом и Конгрессом по спорным проблемам каждый раз сводятся к сделке – в обмен на голоса законодателей исполнительная власть делает им уступки по бюджетным и иным вопросам.
Считается также, что американская администрация не спешила заняться этой темой, так как использовала поправку как своего рода дополнительный рычаг давления на Москву на переговорах по торговым вопросам. И не только по торговым.
Теперь время проволочек прошло. Как собирается Белый дом решать проблему предоставления РФ постоянного нормального режима торговли? «Перед тем как Россия станет членом ВТО, США хотели бы принять закон о статусе постоянных нормальных торговых отношений России с США», – так ответила на этот вопрос торговый представитель США Сьюзан Шваб после подписания соглашения в Ханое. Она пояснила, что с присоединением России к ВТО американские предприниматели смогут полностью воспользоваться открывшимися торгово-экономическими возможностями.
Вместе с тем глава американской торговой делегации не пояснила, в какие сроки администрация подаст свою заявку в Конгресс и когда ею займутся американские законодатели. Ясно лишь, что это должно быть сделано к моменту приема.
Согласно разъяснениям директора Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максима Медведкова, этап двусторонних переговоров практически завершен. Теперь наступает цикл многосторонних переговоров, которые планируется завершить до лета следующего года, то есть примерно через полгода.
Это, собственно, и является тем окном возможностей, которые мог бы использовать Конгресс для решения вопроса. Однако пока никто не может с уверенностью предсказать, что так это случится. Более того, некоторые эксперты предсказывают возможность отказа Белому дому со стороны Конгресса. Ведь он уже не может опереться на республиканское большинство – в январе большинство в обеих палатах Конгресса нового состава будет находиться в руках Демократической партии. Среди демократов немало людей, стремящихся дать бой Белому дому, в том числе и по вопросу отношений с Россией.
Разумеется, в диалоге с Конгрессом Белый дом имеет свои аргументы, среди которых наиболее заметны ссылки на интересы американского бизнеса. Он может даже потребовать от Москвы новых уступок, чтобы подкрепить свою позицию. Но и в таком варианте трудно рассчитывать на успех этих усилий.
Уже появился прогноз, что Россия вступит в ВТО, так и не нормализовав своих торговых отношений с США. И это еще не худший вариант. Ведь в сложившихся в Вашингтоне условиях нельзя исключать даже попыток Конгресса пойти поперек президента и отозвать американское согласие на присоединение России к ВТО. Но тогда это выйдет за пределы всех правил международного диалога.
Продолжение темы: Импортерам понизят барьеры