Вчера стало известно, что Папа Римский Бенедикт XVI пожертвовал 10 тыс. евро на восстановление Троицкого собора в Санкт-Петербурге, пострадавшего от пожара 25 августа сего года. Если учесть, что минимальная ориентировочная стоимость реставрационных работ на пяти куполах составляет порядка 160 млн. руб., то дар Понтифика – это, конечно, капля в море (0,2%). Что не лишает жест Папы ни символичности, ни прагматичности.
Католическая Церковь и в прежние годы оказывала финансовую помощь некоторым епархиям Русской Православной Церкви (РПЦ), но эта поддержка была относительно «тихой», излишне не афишировалась. Не без помощи католической благотворительной организации «Kirche in Not» («Церковь в нужде») в Волгоградской епархии РПЦ появились три «плавучие церкви». Кроме того, по линии организаций «Caritas» и «Novabis» приобреталось оборудование для детских больниц и приютов. В Москве в середине 1990-х гг. при участии кардинала Фьоренцо Анджелини был открыт детский лечебный центр (так называемый «Благоцентр»). Но когда сам Папа объявляет о том, что «жертвует средства» (по сути, велит передать РПЦ конверт с деньгами), то в этом появляется уже нечто новое.
Кстати, «тихая» помощь «Kirche in Not» и прочих организаций епархиям РПЦ стала еще менее заметной после того, как в середине 1990-х гг. Московский Патриархат во всеуслышание заговорил о «католическом прозелитизме» на своей канонической территории, об «агрессивной» деятельности украинских греко-католиков. О том, что католические приюты в России не позволяют русским детям получать религиозное образование и духовное окормление от православных священников. А после того как в 2002 г. на территории России были созданы епархии Римско-Католической Церкви, о прозелитизме и вовсе заговорили как об официальной «стратегии» Ватикана.
В Ватикане делали и продолжают делать изумленное лицо: «Какая стратегия, о чем вы говорите?! Есть только частные случаи обращения православных в католицизм, вот с ними и нужно разбираться! Официально мы против! Да и церковная уния для нас уже не метод достижения единства!» В то же время еще в прошлом году кардинал Вальтер Каспер, глава Папского совета по содействию христианскому единству, называл униатов «мостом между Восточной и Западной Церквами», что крайне раздражает Московский Патриархат.
Именно кардинал Каспер чаще всего говорит о «потеплении отношений» между Москвой и Ватиканом при Бенедикте XVI. Нередко ему вторит и глава архиепархии Католической Церкви в Москве митрополит Тадеуш Кондрусевич. Иллюзию реального «потепления» создают и СМИ, рассматривающие каждую встречу, кивок, улыбку и лобызание как предзнаменование исторической встречи Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси.
В Ватикане к такой встрече давно готовы. Разводят руками, не понимая, что же ей препятствует. Вот и архиепископ Милана Диониджи Теттаманци (не представитель Римской Курии, заметим) недавно приезжал в Москву и заявлял, что «Россия не может быть объектом миссионерской деятельности» Католической Церкви. Теперь и Понтифик своим пожертвованием как бы демонстрирует то самое историческое «потепление».
Патриарх Алексий II назвал благородный жест Бенедикта XVI «знаком искренней любви к Русской Православной Церкви» и «залогом дальнейшего развития наших взаимосвязей в духе христианского братства и взаимной помощи». Впрочем, 9 ноября в интервью французскому изданию «Paris Match» он говорил о несколько иных залогах для развития диалога и условиях гипотетической встречи с Бенедиктом XVI. Речь, как и прежде, идет о разрешении проблем прозелитизма и украинских греко-католиков. Идет время, меняются Понтифики, вопросы остаются.
Кстати, восстановление Троицкого собора «всем миром» (и католическим, и православным) может столкнуться с чисто техническими сложностями. Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Росохранкультура спорят о том, какие конструкции нужно использовать при восстановлении перекрытия куполов: металлические (что надежнее и дешевле) или деревянные (как было до пожара). В последнем случае восстановление будет длиться от трех до пяти лет. Так что плоды своей благотворительности Бенедикт XVI увидит не скоро. Как в плане восстановления собора, так и в плане реального «потепления» в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами.