Заезд президента США Джорджа Буша в Москву по дороге в Юго-Восточную Азию выглядит необычно, хотя бы из-за ссылки на чисто техническую причину такой остановки – «для дозаправки самолета». Ведь другие перелеты президента в страны Восточной и Юго-Восточной Азии проходили по более короткому маршруту – через западное побережье США (где возможна была остановка для отдыха и дозаправки) и затем через Тихий океан.
Зачем-то Бушу потребовалось специально заехать в Москву, чтобы увидеться с президентом РФ Владимиром Путиным еще до саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) в Ханое. Оба будут принимать участие в саммите и даже проведут там двустороннюю встречу. Ответ на этот вопрос содержится непосредственно в повестке дня российско-американских отношений. На данный момент наиболее актуальными темами двустороннего диалога являются вопросы присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО), а также дальнейшие шаги международного сообщества по проблемам иранской и северокорейской ядерных программ.
Известно, что две последние темы в разных формах будут обсуждаться в кулуарах саммита АТЭС, но наиболее актуальным сюжетом, особенно на встрече в Москве, стал вопрос о вступлении России в ВТО. Как известно, США являются последней страной, пока не давшей своего согласия на прием России. Именно этот вопрос является предметом наиболее интенсивных переговоров между сторонами – они велись накануне июльского саммита «большой восьмерки», когда ожидалось, но так и не произошло подписание соглашения между РФ и США, затем были продолжены.
На переговорах в Вашингтоне в конце октября удалось урегулировать основные разногласия (по вопросу деятельности страховых фирм в России и импорта в РФ американского мяса), и оставшиеся детали стали утрясать по телефону. В итоге созданы условия, чтобы президенты поставили на совместной встрече последние точки над «i». Тогда же была достигнута договоренность о встрече во Внуково (см. «НГ» от 01.11.06).
19 ноября Путин и Буш проведут в Ханое вторую встречу, после которой, как утверждают представители Министерства экономического развития и торговли РФ, глава МЭРТа Герман Греф и торговый представитель США Сьюзен Шваб подпишут американо-российский протокол по ВТО.
Россия уже 13 лет добивается вступления в международную торговую организацию, которая в 1993 году в момент подачи российской заявки называлась Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ), а позднее превратилась в ВТО. Столь долгий путь – достаточная причина для того, чтобы Москва проявляла настойчивость. Но насколько значима эта тема для Вашингтона, особенно если учесть остроту других проблем – иракской, иранской и северокорейской?
Как представляется, именно острота названных тем повышает значимость более тесного взаимопонимания между Москвой и Вашингтоном. Кроме того, как стало известно, в повестке дня Буша на саммите АТЭС фигурирует американская инициатива торгово-экономического плана – предложение о создании зоны свободной торговли в масштабах всей АТЭС (которая охватывает 21 «экономику» и примерно половину мирового ВВП).
Буш должен предложить участникам саммита заключить Договор о создании зоны свободной торговли, охватывающий все страны региона. По замыслу вашингтонских стратегов, подобная договоренность сорвет все более учащающиеся попытки установить торговые барьеры между США и стремительно развивающейся экономикой Восточной и Юго-Восточной Азии.
Чтобы этот план сработал, Вашингтону требуется поддержка со стороны максимально большего числа участников АТЭС, в том числе и России. Показательно, что накануне саммита США подписали соглашение о поддержке заявки на вступление в ВТО Вьетнама – страны – хозяйки саммита. Это, правда, пока не решило вопрос о предоставлении Вашингтоном Ханою постоянных «нормальных торговых отношений». Палата представителей еще старого состава – в большинстве республиканская – в минувший вторник не одобрила соглашение, которое Буш хотел бы видеть ратифицированным к моменту саммита АТЭС. Он будет представлен на ратификацию позднее, скорее всего в декабре.
Правомерно рассматривать американо-вьетнамское соглашение как сходное российско-американскому. Тем более что фоном для обоих служит все еще действующая поправка Джексона–Вэника 1974 года. Это как бы заранее бросает тень на предстоящую договоренность между Путиным и Бушем, так как она может оказаться отнюдь не последним этапом на пути нормализации российско-американской торговли.