Вчера глава Минюста РФ Владимир Устинов дал ход прошению об отставке, которое подал на минувшей неделе директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Юрий Калинин. «Документы, как и положено по процедуре, уже в правительстве», – заявила вчера корреспонденту «НГ» руководитель пресс-службы Минюста РФ Ксения Черникова.
Генерал-полковник юстиции Юрий Калинин попросился в отставку «в связи с достижением предельного возраста нахождения на госслужбе» и прошение подал, по официальной версии, добровольно. 28 октября глава ФСИН принимал поздравления в связи с 60-летием, однако закон позволяет продлевать срок службы чиновникам такого уровня до 65 лет. При этом обращает на себя внимание, что подача прошения об отставке совпала с оглашением результатов проверки, которую провела Генпрокуратура в исправительных учреждениях Пермского края. В минувшую пятницу заместитель руководителя одного из управлений Генпрокуратуры Олег Жуков заявил, что здесь вскрыты факты незаконного применения к осужденным физической силы и спецсредств. В связи с этим возбуждены два уголовных дела. Кроме того, прокуроры «накопали» массу других нарушений, касающихся материально-бытового и медико-санитарного обеспечения заключенных. И хотя в официальном сообщении Генпрокуратуры не сказано, что стало толчком для данной проверки, СМИ тут же связали ее с жалобой одного из заключенных, прозвучавшей в ходе телемоста с участием президента РФ Владимира Путина.
«Причина ухода Калинина, я думаю, связана не с возрастом, хотя это и немаловажный фактор. И не с проверками – он таких пережил тысячи, – сказал корреспонденту «НГ» бывший генеральный прокурор РФ Юрий Скуратов, который хорошо знает Юрия Калинина. – Эти причины связаны с изменениями в руководстве Минюста». По его словам, новый глава ведомства Владимир Устинов активно проводит кадровые замены, расставляя на ключевые посты своих людей. Поскольку Калинин, как считает Скуратов, в глазах Устинова – человек нынешнего генпрокурора Юрия Чайки, то и места ему в новой команде не отыскалось. «Эта ситуация уже повторяется, – заметил Юрий Скуратов. – В свое время, когда Устинов выдавливал людей – порой очень толковых – из прокуратуры, их подбирал Чайка. Сейчас пошел обратный процесс».
По словам Скуратова, на процесс кадровых перестановок наслаиваются личные отношения глав Генпрокуратуры и Минюста. «Тревожит то, что личная неприязнь двух руководителей сейчас выливается в борьбу двух ведомств, – считает Юрий Скуратов. – Когда Устинов был прокурором, он Чайку как министра юстиции, что называется, топтал на каждой коллегии. Теперь роли поменялись. Я не хотел бы судить, кто здесь прав, а кто виноват, но сама ситуация парадоксальная, и минусы этой кадровой рокировочки очевидны».
Что касается Юрия Калинина, то, по мнению Юрия Скуратова, это один из наиболее авторитетных и уважаемых профессионалов пенитенциарной системы, который мог бы еще принести немало пользы на своем посту. Но у собеседника «НГ» не было сомнений в том, что министр юстиции даст ход рапорту генерала Калинина об отставке (на тот момент еще не было известно, что рапорт министром уже подписан). А вот что будет дальше, гадать трудно.
Директор ФСИН, как и его заместители, – номенклатура президента РФ, и только он принимает окончательное решение об их увольнении или назначении. По процедуре, прошение об отставке с визой министра должно сначала поступить в правительство РФ, после чего премьер-министр представит документ президенту – и последнее слово будет за ним.