На днях в Берлине было опубликовано «Заявление федерального кабинета по поводу германского председательства в Европейском союзе». К нему на шесть месяцев Германия приступит 1 января 2007 года. Но документ заранее официально называет цели предстоящего немецкого руководства сообществом. Среди них есть даже «расширение партнерства с соседним Африканским континентом». Но что удивительно: ни слова о России!
Между тем не далее как в сентябре динамичное развитие отношений ЕС–РФ, обозначенное новой концепцией «сближение путем переплетения», было провозглашено одним из главных приоритетов председательства Германии в ЕС. В этом состояла квинтэссенция «стратегического документа», разработанного в ведомстве министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера. В нем определялось, что целью европейской восточной политики «должно быть такое политическое, экономическое и культурное переплетение ЕС с Россией, такое ее закрепление в расширенной Европе, которое сделает его необратимым».
Дипломатический недогляд при составлении столь важной правительственной декларации исключается. Скорее всего фигура умолчания употреблена вполне сознательно. Вот и в подробном интервью мюнхенской «Зюддойче цайтунг», посвященном немецким намерениям по линии ЕС, федеральный канцлер Ангела Меркель затронула российскую тему лишь в таком контексте: «Мы измерим стратегический баланс на саммите ЕС–Америка и ЕС–Россия». Не исключено, что в Берлине считают нецелесообразным привлекать сейчас отдельное внимание к российскому направлению немецкой политики, официально обозначенному термином «стратегическое партнерство». Не та обстановка.
В определенной степени это является следствием «внешней сдержанности» и демонстративного поднятия «трудных тем», которые стали как бы отличительной чертой стиля бундесканцлерин в общении с Москвой. Ее желание, как и всякого крупного лидера, не быть заподозренной в простом повторении курса своего предшественника естественно. Однако некоторые политические круги, а тем паче СМИ, понимают это на свой лад. Сказывается и внешняя обструкция курсу стратегического партнерства. Прежде всего это давление Вашингтона, недавние целенаправленные предупреждения Госдепа об опасности для Германии такой политики. Плюс к тому есть Польша и страны Балтии с неприятными обвинениями Берлина в попрании их интересов из-за «сговора» с Москвой. В совокупности это оборачивается в Германии накатом критики не только внутреннего развития России, политики Кремля, президента Путина, но и российской политики федерального правительства.
Депутат фракции ХДС/ХСС в бундестаге Карл-Теодор цу Гуттенберг поведал на днях, что «ведомство канцлера было не в восторге» от мидовской разработки. По его словам, «внутри правительства имеются существенные расхождения по вопросу о будущей политике в отношении России». Он также считает, что документ внешнеполитического ведомства не учитывает интересов восточноевропейских стран ЕС при определении параметров сотрудничества с Москвой, порождая у них недоверие.
Тем временем ведущие немецкие газеты сплошь и рядом рисуют обывателю картину авторитарной и непредсказуемой страны, которая вместо былых танков СССР агрессивно использует в качестве оружия газ и нефть и, разбогатев на их экспорте, намеревается скупкой акций вторгнуться в немецкую экономику, взять под контроль ее важные отрасли. Показательна в этом плане статья в немецкой «Файнэншл таймс» под предупреждающим заголовком «Бойтесь России!».
Концепция «сближения путем переплетения» объявляется в ней утопией, которая сулит Германии лишь еще большую зависимость от России, причем не только энергетическую: «Путин охотно воспользуется предложением Штайнмайера, поскольку оно точно подходит его целям». В статье утверждается, что в отношениях с Россией глава германского МИДа «жертвует западными ценностями». Газета рекомендует «укротить российского вождя», а «до тех пор, пока Россия не гарантирует прав собственности, пока Москва использует полицию и юстицию как оружие против неугодных предпринимателей, политиков и журналистов, ей должно быть отказано в постоянном членстве в клубе G-7 (!) и ВТО».
Конечно, было бы неверно преувеличивать влияние подобных претензий на реальный курс Берлина в российских делах. Тут по-прежнему самодовлеют объективные факторы, коренные национальные интересы, позитивный опыт и масштабы российско-германского партнерства.
Примечательна первая большая внешнеполитическая речь, произнесенная в понедельник в Берлине новым председателем СДПГ и премьер-министром земли Рейнланд-Пфальц Куртом Беком. Один из влиятельнейших политиков страны и правящей коалиции, а в дальнейшем и перспективный социал-демократический кандидат на пост канцлера, специально подчеркнул, что партнерство между ЕС и Россией имеет особое значение. Более того – оно «должно быть поднято на качественно новую ступень». По его убеждению, «одновременно необходимо освоить пути для более тесного сотрудничества в области внешней политики и безопасности», которому именно немецкое председательство в ЕС должно дать «важные импульсы».
Другое дело, что это будет сложной задачей. Учитывая все обстоятельства, Москве едва ли следует рассчитывать на то, что германское председательство добьется прорыва в решении проблем, накопившихся в отношениях РФ и ЕС.