По данным международного аналитического агентства Control Risks Group (CRG), в 2007 году в Китае, России и США могут произойти серьезные изменения в сфере политических и бизнес-рисков. Агентство опубликовало очередной годовой ренкинг тех стран мира, где, по мнению экспертов CRG, наиболее активно национализируются ключевые отрасли экономики.
Авторы доклада, составившие «Карту рисков», поместили Россию в ту половину из 198 государств, попавших в ренкинг, где существуют «средние», «высокие» или «чрезвычайно высокие» политические риски. Что означает: в лучшем случае частные компании в этих странах испытывают помехи со стороны властей, в худшем – сталкиваются с неприкрыто враждебным отношением. По другому важному показателю ренкинга – угрозе безопасности бизнеса – Россия оказалась в числе 40% стран (78 государств из 198), правительства которых не гарантируют предпринимателям полной безопасности. Что, в свою очередь, означает либо высокую вероятность возникновения неприятных для бизнеса проблем, либо его полную незащищенность.
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко согласен с авторами исследования: «Совершенно очевидно, что процесс огосударствления крупнейших экономических направлений, который сейчас происходит, не создает нормальных условия для частного бизнеса. Этот стратегический курс признается. Но самое главное – это коррупция. По некоторым данным, в коррупционной сфере вращается 240 миллиардов долларов. Это означает, что часть бизнеса настолько зависима от чиновничества, что ситуация для него весьма и весьма напряженная».
В следующем году, считают эксперты CRG, «США, России и Китаю предстоит принять серьезные решения, которые будут иметь большое значение для бизнеса». И тут же озабоченно замечают: Россия «продолжает принятый курс сырьевого национализма, который превращает энергию в мощное политическое оружие». Безопасности мирового бизнеса, уверены авторы исследования, угрожает главным образом усиление экономической власти госаппарата: «С завершением срока президентских полномочий Путина он удвоит свои усилия по расширению госконтроля над экономикой в целом и над природными богатствами в частности. Усиление таких государственных гигантов, как «Газпром», который одновременно является мастодонтом бизнеса и инструментом государственной политики, наглядно демонстрирует эффективность такого подхода в возрождении реальной власти Кремля».
«Иностранные предприятия, работающие в России, – цитирует британская The Times заместителя директора по исследованиям агентства Control Risks Адама Стренджфельда, – могут быть принуждены перезаключить контракты или продать акции в отдельных проектах. Они даже могут попасть под давление в связи с предполагаемыми нарушениями экологических нормативов с тем, чтобы лишить их лицензий». Наряду с терроризмом серьезной угрозой авторы доклада считают возможность энергетического дефицита. Именно эта проблема, считают они, может возникнуть в связи с развитием политической ситуации в России, Нигерии и Венесуэле, с одной стороны, и экономической в Китае и Индии – с другой.
Некоторые руководители отечественных бизнес-сообществ не склонны драматизировать ситуацию. Глава РСПП Александр Шохин, к примеру, «сырьевой национализм», фигурирующий в докладе, считает вполне обоснованным «экономическим патриотизмом». И напоминает, что этим видом патриотизма «страдают» многие европейские страны, которые «активно защищают свои энергетические сети». Шохин считает, что если Россия выйдет в течение 2007 года на рыночную схему продажи своих энергоресурсов, то возможностей политизации этой проблемы станет меньше. Однако и он отмечает: «Если это будет не совсем изящно сделано, то переход станет восприниматься как фактор нестабильности и энергетического шантажа». При этом он замечает, что главные сложности могут возникнуть не с 2007-м, а «с 2008 годом, поскольку нет ясности по поводу того, какая модель передачи власти будет избрана – в соответствии с действующей Конституцией или все-таки народ уговорит Путина остаться...»
Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов считает, что пока о каких-либо движениях на российском фондовом рынке в связи с предстоящими политическими событиями говорить преждевременно. «В данный момент нет свидетельств, что с нашего рынка происходит какой-либо отток инвесторов, – считает эксперт. – Дело в том, что большинство участников действуют с учетом текущей ситуации, которая в настоящее время стабильна. Что же касается влияния на их настроения предстоящих парламентских и тем более президентских выборов, то говорить о каких-либо тенденциях можно будет не ранее марта–апреля будущего года».
Данные ренкинга CRG
«Чрезвычайно высокий» уровень угрозы безопасности бизнеса: Афганистан, Бурунди, Конго, Кот-д’Ивуар, Ирак, Пакистан, Сомали, Шри-Ланка.
Россия – страна с «высоким» уровнем угрозы безопасности бизнеса.
«Незначительный» уровень угрозы безопасности бизнеса: Сейшельские острова, Ангилья (Малые Антильские острова, Великобритания), Британские Виргинские острова, Доминика, Тёркс и Кайкос, Андорра, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Сан-Марино.
«Чрезвычайно высокие» политические риски: Сомали.
Россия – страна со «средними» политическими рисками.
«Незначительные» политические риски: Андорра, Ангилья (Малые Антильские острова, Великобритания), Австралия, Багамские острова, Барбадос, Бермуды, Бутан, Британские Виргинские острова, острова Кайман, Дания, Доминика, Финляндия, Гваделупа, Исландия, Лихтенштейн, Люксембург, Мартиника, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Пуэрто-Рико и другие.
Основные риски российской экономики
Сентябрь 2006 года. Международное рейтинговое агентство Standard&Poor's отмечает, что рисками чревато расширение предвыборного бюджета 2007 года. «Дальнейшие налогово-бюджетные послабления могут усилить инфляционный прессинг и заставить Центробанк пойти на повышение реального курса рубля – с тем, чтобы сдержать рост цен».
Июль 2006 года. Рейтинговое агентство Fitch считает основными многочисленные риски, связанные с сырьевым сегментом. Банковский сектор развивается быстро, но на бедных накоплениях, а бюрократия, коррупция и необязательность исполнения законов отягощают инвестиционный климат. Концентрация политической силы и недостаток демократических институтов продуцируют возможность политической нестабильности, связанной в том числе с выборами президента в 2008 году.
Октябрь 2006 года. Председатель правления компании «Ренессанс Капитал» Стивен Дженнингс отмечает засилье бюрократии и коррупции. Кроме того, негативным фактором остается присвоение активов и установление контроля над финансовыми потоками под прикрытием достаточно широких и расплывчатых формулировок понятия «стратегическая отрасль». Но наибольшее беспокойство вызывает демографический кризис в России.
Ноябрь 2006 года. Авторы ежегодного доклада МВФ выступают с предостережениями по поводу усиливающегося роста влияния государства в отрасли нефтегазового сектора и увеличения госрасходов.
Ноябрь 2006 года. Вице-президент рейтингового агентства Moody`s Джонатан Шиффер отметил риски в крупных энергетических проектах: деловой климат в РФ только выиграл бы от большей ясности в отношении списка «стратегических активов». Была бы полезна и большая прозрачность в отношении подхода российского правительства к соглашениям о разделе продукции.
Корпорация AON - один из лидеров в сфере услуг по предотвращению рисков, страхования и перестрахования летом с.г. составила карту рисков для бизнесменов, желающих инвестировать в иностранные государства, за 2006 год. Россия имеет среднюю степень, а главные риски связаны прежде всего с возможностью социальных потрясений, терроризмом, вмешательством государства в бизнес и несовершенством законодательства.
Control Risks
Международное аналитическое и консалтинговое агентство Control Risks создано в 1975 году на базе страховой компании Hogg Robinson. Его офисы были открыты одновременно в Вашингтоне и Лондоне. Сегодня сотрудники агентства работают более чем в 130 государствах, обслуживая свыше 5 тыс. клиентов. Control Risks производит комплексные и целевые анализы и прогнозы экономических и политических рисков, с которыми может столкнуться клиент, желающий работать в той или иной стране. Заказчиками таких анализов выступают частные компании, некоммерческие организации, а также правительства.