Борис Грызлов, возможно, с трепетом ожидает наступления праздника, за который голосовала его партия.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера организаторы «Русского марша» заявили, что мероприятие состоится, несмотря на запрет, прозвучавший накануне из уст столичного градоначальника. Однако заявления «маршистов» становились все более противоречивыми и туманными. Накануне потерял партбилет один из главных организаторов действа, а вечером того же дня «Русский марш» запретил, выступая в эфире московского телеканала, мэр Юрий Лужков. Он взял на себя тем самым персональную ответственность, демонстрируя, насколько высоки ставки. Напомним: Лужков, по мнению экспертов, входит в первую десятку наиболее влиятельных политиков страны.
Вчера же Русская Православная Церковь призвала организаторов «Русского марша» не шутить с межнациональными отношениями.
Между тем ряды бывших соратников ДПНИ по прошлогоднему аналогичному мероприятию таяли на глазах. В тот же день одобрил решение московской мэрии Евразийский союз молодежи. Его лидеры заявили, что не станут участвовать в мероприятии в этом году, и утверждают, что проведение марша уже сорвано. «Никакого марша не может быть без Евразийского союза молодежи. ЕСМ сорвал марш просто своим неучастием в нем», – сказал журналистам один из руководителей союза Валерий Коровин. По словам идеолога и лидера «Международного евразийского движения» Александра Дугина, в прошлом году активисты движения проводили аналогичную акцию вместе с ультраправыми, поскольку не рассчитывали, что они будут использовать националистические лозунги и символику. Поэтому, по словам Дугина, в этом году День народного единства, 4 ноября, они будут праздновать по-другому, отдельно от радикальных и экстремистских организаций. Растерянность царила в рядах организаторов. Накануне на сайте марша появился текст, описывающий в подробностях, как будет проходить мероприятие. Подсчитано число участников действа, метраж платформ станций и переходов метрополитена, объявлено: место схода будет сообщено координаторами в последний момент. Планировалось собраться в метро, ездить по кольцевой линии и ждать указаний координаторов, чтобы провести митинг в заранее незапланированном месте. Перечень представлен был способом давления на московские власти – с тем, чтобы они разрешили митинг на Калужской площади.
Далее произошли странные вещи: утром на том же сайте помещено было короткое объявление о том, что сведения о проведении действа в метрополитене неверны, и обещана была дополнительная информация. А днем в Государственной Думе депутаты – организаторы марша уверяли журналистов, что все состоится как задумано, упоминали и метро, и площадь трех вокзалов. В Думе был даже образован общественный совет в поддержку «Русского марша». Особенный оптимизм проявлял вычищенный накануне из партии и фракции ЛДПР депутат Курьянович.
Метания организаторов, то подтверждающих, то опровергающих свои же сообщения, свидетельствовали о том, что их расчет на нейтральную позицию властей не оправдался.
Коллеги организаторов марша по думской скамье по-разному оценивают случившийся казус. Член комитета по безопасности нижней палаты Геннадий Гудков винит правоохранителей: «Наши власти как рассуждают – лучше запретим, чем будем работать. У нас милиционеров в десятки раз больше, чем марширующих. Надо спрашивать с властей: почему вы не делаете то, что должны? Запрещать митинги не имеете права по закону, ваша задача – пресекать правонарушения». Люди должны опасаться не «Русского марша», уверен парламентарий, а бездействия властей, «их неспособности работать». Гудков напомнил, что уже 4 года призывает власти «рассмотреть опасную тенденцию радикализации протестов: «Если мы не создадим реальной, конструктивной оппозиции, не дадим возможности переплавить эти настроения в нормальную, позитивную полемику – все уйдет в маргинализацию и радикализацию протеста, выльется в уличные потрясения. Весь этот протест и недовольство уходит в подполье, прорываясь наружу в самых уродливых формах».
«Единая Россия» одобрила запрет и уверена, что он решил все проблемы. Заместитель руководителя фракции ЕР Валерий Рязанский сообщил корреспонденту «НГ»: «Лужков поступил абсолютно правильно, запретив это мероприятие. Пусть многомиллионный город живет спокойной рабочей, деловой, коммерческой, социальной жизнью. Москве никакие «русские марши» не нужны! Я горжусь тем, что я русский и православный, но это не дает мне основания говорить о том, что я самый русский и самый православный».
Олег Куликов, член комитета ГД по труду и социальной политике, объясняет нынешнюю остроту противостояния тем, что 4 ноября – «псевдопраздник, у него ложное наполнение»: «Эту дату навязывают нам в качестве дня народного единства, но его содержанием всегда будет пена наподобие марша националистов». Если это происходит, значит, делает вывод парламентарий-коммунист, кому-то это нужно: «Кто-то пытается реализовать свои политические амбиции, кто-то хочет решить свои коммерческие вопросы». Безусловно, добавил Куликов, организаторы марша предусматривали, что их выступление будет запрещено: «Они заранее были настроены на жесткое столкновение. Националисты провоцируют власть на жесткую реакцию, и власть на это клюнула. Надо было сделать из организаторов и участников марша мучеников, чтобы потом это радикальное движение приобрело более серьезный характер».
Начальник УВД на Московском метрополитене Николай Иванов заявил, что милиция не допустит 4 ноября в подземке противозаконных, экстремистских действий, в том числе «Русского марша». «Мы примем все меры, чтобы этого не произошло. Метро существует для удобства пассажиров, а не для проведения каких-то маршей. Пусть идут и маршируют на улице, если хотят», – сказал Иванов. И подчеркнул, что УВД на метрополитене будет работать в усиленном режиме со 2 ноября.
Мобильные группы к маршу готовы
С сегодняшнего дня личный состав московской милиции переходит на усиленный вариант несения службы. Об этом «НГ» сообщили в управлении информации и общественных связей ГУВД Москвы. Усиленный режим охраны общественного порядка, отметили здесь, продлится до 11 ноября.
В пресс-службе столичной милиции сообщили, что накануне прошло оперативное совещание руководящего состава служб и подразделений ГУВД, посвященное организации охраны общественного порядка 4 ноября. На обеспечение охраны правопорядка и безопасности граждан будут выделены 6500 сотрудников милиции и военнослужащих Внутренних войск, среди которых сотрудники конной милиции, ОМОНа и специалисты кинологической службы. В пресс-службе не смогли уточнить, какое количество участников ожидаемых мероприятий прогнозирует столичное ГУВД.
В ГУВД заявили, что «никаких несанкционированных демонстраций, пикетов и маршей» милиция не допустит и будет «жестко пресекать» подобные мероприятия – «особенно, если они будут проводиться общественными организациями экстремистского и националистического толка». Вместе с тем, как заявили «НГ» в пресс-службе Управления МЧС по Москве, о возможных акциях спасателям известно и к их последствиям в МЧС готовы. По словам главы пресс-службы Евгения Бобылева, 4 ноября столичные спасатели будут работать в усиленном режиме. Будет увеличено число дежурных нарядов, а в местах наибольшего скопления граждан будут дежурить мобильные группы.
Что же касается обещанной акции в метро, то заместитель начальника милиции общественной безопасности на метрополитене Максим Мошкин в телефонной беседе с корреспондентом «НГ» исключил возможность проведения любых мероприятий в подземке. «Метро будет работать в обычном режиме. Милиция всегда готова к любому развитию ситуации», – заявил Мошкин.
Начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев заявил вчера, что в День народного единства не будет допущено нарушения правил пользования метро. Он уточнил, что «правила пользования метрополитеном не допускают воспрепятствования движению пассажиров на станциях и переходах кем бы то ни было». «Если кто-то будет мешать пассажирам двигаться, к нему будут предприняты соответствующие меры и он будет выпровожден на улицу», – сказал Гаев.
Жертвы многолюдной подземки
14 ноября 1987 года задымление на станции «Кинг-Кросс» лондонского метро спровоцировало панику. Люди, почувствовав запах дыма, бросились к выходу, в результате чего возникла давка, в которой 37 человек погибли и более 60 получили увечья. 28 октября 1995 года в метро столицы Азербайджана Баку произошло ЧП, ставшее самой страшной катастрофой в метрополитене на территории бывшего СССР. В результате пожара в вагоне поезда и возникшей из-за этого давки погибли 290 человек, в том числе 28 детей, 269 были ранены. 30 мая 1999 года в Белоруссии на станции минского метро «Немига» в давке погибли 54 человека, в основном девушки от 15 до 20 лет, и более 150 пострадали. Вечером во время проведения пивного праздника на одной из площадей города неожиданно грянула гроза с ливнем, и люди бросились к метро. 8 января 2006 года в Петербурге после финального матча Кубка европейских чемпионов по хоккею в Ледовом дворце произошла массовая драка на станции метро «Ладожская». В беспорядках участвовало около 100 фанатов обеих команд.. Среди пострадавших оказались случайные свидетели, пассажиры метро. 7 июля 2006 года один человек погиб, еще несколько были тяжело ранены в результате давки, возникшей в парижском метро после выхода сборной Франции в финал чемпионата мира 2006 года.