В нижней палате появились поправки в избирательное законодательство, способные резко снизить сумму избирательного залога для «бедных» партий. Инициаторами проекта стали представители второй фракции «Родина», созданной в свое время в Думе с благословения единороссов в пику «Родине» главной, рогозинско-бабаковской, лидером «Народной воли», вице-спикером ГД Сергеем Бабуриным. Документ рожден из чувства глубокой и понятной озабоченности партий-миноритариев перспективой оказаться вышвырнутыми с политического поля сильными соперниками накануне парламентских выборов.
Похоже, основной принцип отечественной избирательной системы – сытый голодного не разумеет. «Большим» партиям не надо проходить дополнительных процедур регистрации для участия в выборах, их кандидаты занимают места в бюллетенях автоматически, они разрешили сами себе накапливать огромные избирательные фонды. А «Единая Россия» даже придумала такой механизм подсчета результатов выборов в Государственную Думу, который позволяет ей, взяв большинство голосов в Центральной России, Поволжье и в южных регионах, с гарантией превратиться в доминирующую парламентскую фракцию. Малым, а значит, и бедным партиям места в такой системе нет. Для них действует олимпийский принцип: главное – участие. Однако цена входного билета установлена слишком высокой.
Состоящая всего из десятка депутатов фракция «Родина – Народная воля – СЕПР» предложила произвести в базовом избирательном Законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» серьезные изменения. Они предложили сделать так, чтобы избирательный залог для регистрации партийного списка или кандидата стал по карману малым партиям. Волнение бабуринцев понятно: хотя единороссы после раскола «большой Родины» по политическим соображениям разрешили отдельное существование «Родины малой», но ей этого будет недостаточно для автоматического разрешения на участие в выборах, которое имеют все полноценные думские партии. Так что партии «Народная воля», все-таки получившей официальную регистрацию вместе с правом участвовать во всех выборах, теперь придется или собирать подписи, что по нынешним законам дело крайне трудоемкое, или выплачивать за своих кандидатов залоги. А это процедура сейчас весьма разорительная.
Депутаты настаивают на снижении залога, привязав его к минимальному размеру оплаты труда и числу избирателей. Дело в том, что если на федеральных выборах размер залога определен четко – это 15 процентов от предельной величины избирательного фонда в 250 млн. рублей, то есть не больше 37,5 млн., то в регионах каждый изобретает то, что хочет. И закон об основных гарантиях это позволяет, потому что для регионов он устанавливает лишь вилку залога в 10–15% от избирательного фонда, но верхнего предела последнего не фиксирует. Получается, что на последних региональных выборах размеры залогов могли различаться на порядок. «Республика Карелия – 150 тыс. рублей; Астраханская область – 450 тыс.; Липецкая область – 4500 тыс.; Свердловская область – 2000 тыс.; Новгородская область – 300 тыс.», – такие цифры приводят бабуринцы.
Казалось бы, тут видна прямая зависимость величины избирательного залога от того, богат регион или беден. Однако депутаты приводят данные, этой корреляции противоречащие. По их сведениям, в Санкт-Петербурге избирательные фонды разрешены в размере 600 миллионов рублей, а стало быть, для регистрации партий и кандидатов через залог потребуется 90 миллионов. А ведь Северная столица не является пока одним из наиболее богатых регионов, и авторы законопроекта делают вывод: «Такая практика приводит к тому, что размер залога становится искусственным препятствием для реализации избирательных прав».
«Сложившаяся ситуация в возможности реализации избирательных прав, на наш взгляд, является одной из острейших проблем в общественно-политической жизни, которая в дальнейшем, если не принять предлагаемые поправки, может привести к полному уничтожению принципа состязательности и доступности участия в выборах», – уверяют депутаты Сергей Бабурин, Сергей Глотов и Елена Мухина. Они предлагают более справедливый, на их взгляд, вариант. Если выборы касаются менее 500 тыс. избирателей, то размер регистрационного залога не может быть выше 550 тыс. руб. Если избирателей от 500 тыс. до миллиона, то плата за попытку им понравиться должна быть выше – 1,1 млн. руб. Когда избирателей не меньше одного, но и не больше, чем 2,5 млн., придется заплатить 2,2 млн. Ну а если выборы проводятся в каком-либо густонаселенном избирателями регионе, где их более 2,5 млн. человек, то избирательный залог повышается до 2,75 млн. руб.
Забота о партийной казне не случайна: есть правило – залог возвращается только той структуре, которая наберет на выборах больше 3% голосов. А с 2007-го для того, чтобы деньги вернули, надо будет собрать и вовсе 4%. Для миноритариев, участие которых в выборах соответствует народной присказке – не догоним, так согреемся, – денежный вопрос приобретает наиглавнейшее значение. Если же вспомнить, что с «выборных неудачников» потом еще сдирают деньги, потраченные госканалами на их бесплатный пиар, а пока долг не уплачен, к другим выборам не допускают, то может получиться, что небольшой структуре хватит всего одной предвыборной кампании. После чего ее можно будет только продать за долги.