0
1743
Газета Политика Интернет-версия

27.10.2006 00:00:00

Корейское проклятие

Алексей Богатуров

Об авторе: Алексей Демосфенович Богатуров - доктор политических наук, профессор, главный редактор журнала "Международные процессы".

Тэги: ким чен ир, кндр


Кто потерял Северную Корею? Очевидно, все. Россия и Китай – потому что переоценили свою возможность влиять на Пхеньян. США – оттого, что перестарались с угрозами и давлением, не рассчитав способность КНДР действовать независимо и от противников, и от партнеров. Южная Корея и Япония – поскольку провалились выбранные ими курсы лавирования между Москвой и Пекином, с одной стороны, и Вашингтоном – с другой.

В 2004 году между Китаем, Россией, Южной Кореей и фактически даже Японией сложился парадоксальный «союз в защиту Ким Чен Ира». Задачей было предотвратить военное нападение США на Северную Корею и одновременно найти способ изменить профиль атомной программы КНДР. Этот союз понес крупное дипломатическое поражение.

Дипломатия нынешнего десятилетия перестает напоминать то, что образованное сознание привыкло считать дипломатией в предшествовавшие 100–200 лет. Сильные державы в упоении могуществом развязывают войны по всему миру, всех и вся пугая, но одновременно сами притворяясь до смерти напуганными. Страны среднего ранга – Иран, Венесуэла, КНДР – и даже вовсе не великие (Грузия) – делают ставку на «стратегию эпатажа». Они словесно и политически провоцируют более сильные государства, стараются привлечь внимание к возможности реальных или мнимых войн с их участием. На деле все стремятся к одному – рассорить великие державы, поиграть на противоречиях.

Героями эпатажа силятся стать Уго Чавес, Махмуд Ахмединежад и Ким Чен Ир. Волнует их опыт и нашего грузинского соседа, который силится изобрести собственную версию все той же эпатажной политики. Карикатурное высокомерие каждого из них – не что иное, как пародия на высокомерное поведение больших и сильных стран. Мир словно вступил в «эпоху дипломатии всеобщей развязности». Кажется, только в конце 1930-х годов было заметно нечто подобное. Тогда можно было захватывать Эфиопию, отрывать куски от Чехословакии, создавать псевдогосударства на территории Китая, в очередной раз делить Польшу┘ Известно, чем все кончилось. Кто наглей – хватает первым. Муссолини не был самым сильным, а войну против Эфиопии выиграл. Вот и КНДР – страна не самая сильная, но по безнаказанности может сравниться только с Соединенными Штатами.

Что было бы хуже – сохранять (как до 1990-х годов) военно-политические гарантии Северной Корее со стороны Москвы и Пекина, добиваясь одновременно фактической передачи северокорейских ядерных объектов под российско-китайский-северокорейский контроль, или (как было сделано в жизни) резко свернуть военное сотрудничество с КНДР и выпустить из вида всю северокорейскую военную политику? А может быть, предоставить военные гарантии Северной Корее снова?

Похоже, что в запале начатой в 2001 году «Великой и Нескончаемой Борьбы с Терроризмом» способность сильных стран извлекать уроки из прошлого сильно ослабла. Время отрезветь и поразмыслить. Соединенным Штатам имеет смысл вернуться к логике уважительного сотрудничества с партнерами: не уведомлять их об уже принятых решениях, а советоваться с ними и учитывать их интересы – и комплексы, которых у России, Франции, Китая не больше и не меньше, чем у США.

Вероятно, тогда и России стало бы проще приостановить курс на дистанцирование от США. Курс – плод накопившихся обид на американскую политику односторонних действий и одновременно результат подсознательного стремления русских «вести себя так же, как американцы». Буш и Путин в дипломатии – хоть и не «близнецы-братья», но все-таки вполне «близкие родственники». Только в силу грандиозности ведомых ими стран, «сродство» двух лидеров смотрится менее гротескно, чем претензии подражать им обоим со стороны игроков второго и третьего плана – от Ирана до невезучей, милой русскому сердцу и тоже теряемой Грузии.

Сейчас необходимы неформальные и доверительные переговоры четырех (но может быть, пяти) стран, прямо причастных к корейской ситуации. Нынешнее северокорейское руководство – реальность, которую следует принимать во внимание, нравится она или нет. Но КНДР противопоставила себя даже тем, кто работал с ней по-партнерски. Чрезмерно напористая военная и внешняя политика этой страны начинает угрожать безопасности дальневосточных регионов России. Реальности в мировой политике имеют свойство меняться. Важно сделать процесс изменений разумно управляемым.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1540
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
1256
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
1249
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1484

Другие новости