Второй тур выборов мэра Самары закончился победой новой политической силы – объединенной Российской партии жизни. И, как ни удивительно это звучит, это лишает скептиков одного из главных аргументов – тезиса о полной подконтрольности политической борьбы административному ресурсу. Да, конечно, и проигравший Георгий Лиманский, и победивший Виктор Тархов выдвигались провластными структурами. Но вместо административного ресурса был использован ресурс политический. Едва ли не впервые с конца 90-х – и уж точно впервые со времен построения вертикали власти и управляемой демократии.
В этом смысле случившееся в Самаре возвращает (пусть хотя бы отчасти, в отдельно взятом регионе) нынешний политический пейзаж к временам разгула демократии. Конечно, нельзя исключать, что характер предвыборной борьбы и методы, которые использовали соперники и стоящие за их спинами силы, были так или иначе согласованы в Москве. Рискну предположить – скорее всего так и было. Но это согласование, если оно имело место, было единственным примером использования административного ресурса. Добиться невмешательства Центра, обрекая себя на политическую борьбу, максимально приближенную к реальной политике, – такого, согласитесь, в последние шесть лет не было.
О том, насколько выборы в Самаре отличались от всех других, можно судить хотя бы по такому факту. В качестве суперагитаторов что «Единая Россия», что Партия жизни использовали людей, не имеющих в конкретном регионе административного ресурса. Первые привезли телезвезду Владимира Соловьева, рычагов административного давления не имеющего по определению. Вторые – спикера СФ Сергея Миронова, который, конечно, мог бы попытаться отдавать прямые приказы – да вот сомнительно, чтобы их стали исполнять на месте.
Такое вот политическое дежавю на фоне тотальной подчиненности политики. Локальный возврат в прошлое. Которому теперь наверняка втайне завидуют многие губернаторы соседних субъектов (а может быть, не только соседних). Им-то приходится теперь просить о переназначении, а тем, кто только претендует на роль хозяина региона, – пускать в дело те самые административные рычаги, без которых в губернаторском деле никак. А тут, под боком, – все почти как в конце 90-х!..
Трудно сказать, насколько связан характер самарских выборов с такой деталью, касающейся победившего Виктора Тархова. Он ведь тоже в каком-то смысле – человек из прошлого. Одним из козырей его противников стала информация о некогда занимаемом Тарховым посту вице-президента ЮКОСа. Об одном только не говорилось громко: пост-то этот он занимал, да вот еще до того, как хозяином компании стал Михаил Ходорковский, еще тогда, когда ЮКОС был госкомпанией.
Впрочем, в ситуации конкурентных выборов такие детали, так или иначе затрагивающие репутацию кандидата, имеют не слишком большое значение – гораздо важнее, как он ведет себя здесь и сейчас. И в этом смысле надо отдать должное Георгию Лиманскому – вот уж у кого был велик соблазн прибегнуть к административному ресурсу! Не прибегнул. Почему – вопрос, ответ на который сегодня уже не актуален.
Кстати, о возврате в прошлое. То, что сегодня происходит в стране, все чаще и чаще вызывает аллюзии с относительно недавней нашей историей (см. статью «Возвращение социалистической братвы» от 18 октября 2006 г.). В том числе и резко выросшей степенью криминализации политической жизни. Но как ни удивительно, к девяностым годам внимательного наблюдателя отсылает именно ход предвыборной борьбы в Самаре, а не убийство претендовавшего на пост мэра Дальнегорска Дмитрия Фотьянова. Даже в 90-х вот так вызывающе расправиться с вышедшим во второй тур выборов политиком было делом невозможным. Тогда могли нажать, припугнуть, в крайнем случае – обстрелять, но – ДО выборов, а не тогда, когда они уже состоялись.
Сейчас трудно предположить, станет ли опыт выборов мэра Самары образцом для подобных предвыборных баталий в других городах. Стоит вспомнить, что проигравшая «Единая Россия» уже выступила с предложением отменить выборность градоначальников – по образцу губернаторов. Пройдет такой закон – самарские баталии останутся единичным, случайным политическим дежавю. А прохождение законопроекта, думается, зависит от того, не испугаются ли в Москве самарского прецедента. Ведь конкурентные выборы в расслабляющих условиях двухпартийной системы могут повториться и в других местах. А там, глядишь, дойдет дело и до того, что и выборы президента кто-нибудь попытается провести по той же модели...