Начиная с четверга представительства иностранных НКО, документы которых по-прежнему находятся на экспертизе в органах Росрегистрации, вынуждены приостановить свою деятельность на территории России. Не у дел оказались такие крупные правозащитные организации, как Human Rights Watch и Amnesty International.
Как рассказал корреспонденту «НГ» глава российского представительства Amnesty International Сергей Никитин, организация была вынуждена отменить все мероприятия, запланированные на конец октября. «У нас не закрыт офис, не заморожены счета, разрешается выплата текущих зарплат, – рассказал представитель Amnesty International. – Однако мы не можем вести работу с нашими группами, не можем выступать перед студентами, не можем устраивать уличные акции».
Сходная ситуация наблюдается и в московском отделении Human Rights Watch. Директор представительства Аллисон Гилл заявила «НГ», что ей сложно дать официальный комментарий, поскольку даже это входит в ряд приостановленных действий. «Федеральная регистрационная служба объявляет, что нельзя заниматься теми действиями, которые связаны с реализацией наших целей и задач. Давать комментарий журналистам – это также входит в нашу уставную деятельность, – пояснила представительница Human Rights Watch. – Вся наша ежедневная работа висит, а в это время Вишнякова и Жафяров нам объясняют, что можно ходить на работу, платить платежки, чтобы свет работал, вести хозяйственные дела». Еще один представитель Human Rights Watch Александр Петров сообщил «НГ», что московскому отделению «нельзя делать ничего, кроме простых административных дел».
Стоит отметить, что именно эти две организации имеют тесные контакты с российскими правозащитниками и дают им консультации по многим вопросам. «Ежедневная наша работа состоит в том, что мы работаем с правозащитниками, с жертвами правонарушений, собираем материалы и публикуем данные о правонарушениях», – отметила в разговоре с корреспондентом «НГ» Аллисон Гилл. Таким образом, благодаря усилиям Минюста в России наступил своеобразный правовой вакуум, о чем не раз предупреждали представители российских НКО.
Чиновники Росрегистрации продолжают утверждать, что период бездействия иностранных НКО не будет долгим и все организации, чьи документы находятся на рассмотрении, будут включены в реестр. По данным Росрегистрации, до истечения крайнего срока уведомления успели подать 96 иностранных НКО, в реестр были включены 99 представительств.
Впрочем, представители иностранных НКО пока не теряют надежды возобновить свою работу в ближайшее время. «От нас теперь ничего не зависит, мы можем только ждать, с какой скоростью регистрационная служба рассмотрит наши бумаги, – заявил «НГ» Александр Петров. – Надеюсь, что это произойдет через несколько недель». По закону, Росрегистрация имеет право рассматривать документы в течение одного месяца.
Иностранные НКО, ожидающие регистрации
Хьюман Райтс Вотч – независимая неправительственная организация, основана в 1978 году в качестве группы Хельсинки Вотч (теперь это отделение Европы и Центральной Азии Хьюман Райтс Вотч) в ответ на призыв о помощи от правозащитных групп в Москве, Варшаве и Праге, созданных для сбора информации о соблюдении положений Хельсинкских соглашений по правам человека. Не принимает финансовой помощи от правительств, зависит от пожертвований индивидуальных лиц и частных организаций. Раскрывает нарушения прав человека и проводит работу по их прекращению и предотвращению более чем в 70 странах мира. Применяемые стандарты: всеобщие гражданские и политические права, которые отражают международное право и договоры.
Amnesty International («Международная амнистия») – крупнейшая международная независимая правозащитная организация, объединяющая свыше 1,8 млн. активистов и cторонников в более чем 140 странах мира. МА не поддерживает и не находится в оппозиции ни к одной из политических систем или национальных правительств. Действует в защиту прав человека во всем мире, в том числе и в тех случаях, когда организация не разделяет убеждения человека, права которого были нарушены. Всемирное движение «Международная амнистия» – это 56 национальных секций (полноправных национальных организаций), свыше 7,5 тысячи местных групп, более 1,8 млн. членов и сторонников в более чем 140 странах мира.