На прошедшей неделе стали известны результаты региональных выборов. Первым важным результатом стал успех «Единой России», сохранившей и укрепившей свои позиции. Вторым – не менее успешный политический дебют «актуальных левых». При этом «Единая Россия» вдруг стала угрожать Партии жизни, в том числе и уголовной карой. Будет ли дальше развиваться «Союз доверия...» или ЕР «удавит его в зародыше»? На этот вопрос «НГ» ответили известные политики и политологи.
Олег Морозов, первый вице-спикер Госдумы
Да что вы, зачем же нам в зародыше давить, это же негуманно – давить зародышей. Я не знаю перспектив, не знаю, на чем будет основываться этот союз – на какой платформе, какая будет предложена идеология. Как можно говорить о том, чего нет? Существует Партия пенсионеров, существует «Родина», существует РПЖ, о каждой из них в отдельности можно что-то говорить, а о том, что это будет в сумме, я не знаю ничего.
Николай Левичев, первый заместитель председателя Российской партии жизни
Я думаю, что, безусловно, будет развиваться, потому что за нами интересы и поддержка многих избирателей и с этим «Единой России» вряд ли что-то удастся поделать.
Олег Куликов, депутат Госдумы, член президиума ЦК КПРФ
Этот процесс контролируется несколькими лицами, и в первую очередь будет зависеть от позиции президента. Если президент встанет во главе РПЖ, то «Единая Россия» прекратит свое существование, и тогда Партия жизни будет партией власти. Сейчас ни для кого не секрет, что ЕР от такой перспективы в шоке. Процесс смены партии власти был задумал еще перед прошлой Думой, но тогда они посчитали, что не исчерпали всех преимуществ одной партии власти. Я допускаю, что вторая партия, может, и будет единственной, что говорит о несовершенстве партийно-политической структуры страны, которая выстраивается административными методами, а не идеологическими, как в большинстве стран. «Единая Россия» не ожидала такого результата от РПЖ. А что тут можно было другое ожидать, когда РПЖ прикрылась Путиным, а рейтинг его достаточно велик...
Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий
ЕР хочет стать центром всей политической системы. Не случайно единороссы говорят о необходимости формирования партийного кабинета. Но не все в Кремле хотят такой эксклюзивной роли ЕР. Выстраивается интересный противовес – когда РПЖ поснимали в нескольких регионах, ее сразу же и восстановили, что не могло произойти, если бы Кремль не подал сигнала. В Кремле есть разные мнения, и одно из них – президенты должны находиться выше партий. Но этот вариант не предусматривает вступление Путина в ЕР. Есть часть региональной элиты, которая не вписалась в партию. И число таких людей будет увеличиваться. Есть протестный избиратель, позитивно относящийся к президенту, но плохо – к чиновникам, осталось их убедить голосовать за объединенный проект. Это прекрасно понимают в ЕР и идут на такие примитивные шаги, чтобы с самого начала, пока партия не усилилась, как минимум серьезно ее ослабить.
Сергей Попов, независимый депутат Госдумы
Окончательного ответа нет. Все зависит от результатов подковерной борьбы в Кремле. «Единой России» конкуренты не нужны, а с другой стороны – ЕР имеет покровителей в Кремле. Опять же понятно, что однопартийная система в принципе невозможна, и есть в Кремле желание создать более устойчивую оппозицию, при этом коммунистов в этой роли видеть не хотят.