Комиссия Государственной Думы по борьбе с коррупцией озаботилась состоянием дел в судейском сообществе. Депутаты решили выяснить, насколько коррумпировано российское правосудие, у представителей самой судебной системы. На заседание комиссии были вызваны секретарь пленума Верховного суда РФ Владимир Демидов, заместитель председателя ВАС Владимир Слесарев и первый заместитель генерального прокурора Александр Буксман. Как оказалось, даже у судей общего мнения о ситуации нет.
Демидов, являющийся к тому же зампредседателя Совета судей РФ, депутатскую постановку проблемы отверг: по единичным фактам нельзя судить о системе. Правда, он признал наличие отдельных «оборотней в мантиях». Статистика такова: за 2005 год к дисциплинарной ответственности привлечены 387 судей, у 78 полномочия досрочно прекращены. За последние 1,5 года было возбуждено два десятка уголовных дел, 5 судей осуждены. Демидов напомнил депутатам: Верховный суд почти год назад представил в Думу законопроект об открытости судебной системы, который пока лежит без движения, – с отрицательным заключением от правительства. Впрочем, он тут же подтвердил, что сам ВС выступил против предложения публиковать судейские декларации о доходах и имуществе.
С этй инициативой еще в начале лета выступил уже другой федеральный суд – Высший арбитражный. Спич его представителя – Владимира Слесарева – депутатам понравился гораздо больше. Он сразу засыпал думцев идеями. Например, оградить судей от посредников – в основном родственников-юристов, через которых и передаются взятки. Поэтому скоро ВАС предложит закон: из семей, где есть адвокаты или нотариусы, судей выбирать нельзя. Обязательность декларирования доходов затруднит судьям материализацию взяток – по словам Слесарева, «не будет же он сидеть и чахнуть над долларом».
ВАС, не дожидаясь изменения законов, ввел у себя правило заносить в специальный журнал фамилии всех тех людей, которые интересовались тем или иным конкретным делом. Зампред ВАС сообщил, что недавно он сам пытался записать фамилию «одного сенатора», просившего у него информацию, но тот, услышав о новом правиле, все расспросы предпочел прекратить.
Первый заместитель председателя генпрокурора Александр Буксман уверен, что судьи часто проявляют излишнюю корпоративную солидарность. Например, в 2005 году прокуратуре было выдано 9 отказов на возбуждение уголовных дел – либо вообще без какой-то мотивации, либо на основании того, что данный судья «хорошо характеризуется коллегами по работе». К соискателям прокурорского места будут предъявляться более жесткие, чем сейчас, требования, в частности по их внеслужебной деятельности и родственным связям. Больше 5 лет на одном месте работать прокурору будет запрещено. А кандидатов в прокуроры, кроме того, ждет еще и обязательная психотерапевтическая экспертиза, потому что, как пояснил Александр Буксман, «люди получают такую власть, а иногда оказываются не очень здоровыми».