Сегодня Московская городская Дума приступит к завершающему этапу утверждения властной вертикали в столице. Законопроект главы города Юрия Лужкова «О правительстве Москвы» призван устранить противоречия городского законодательства с федеральным. Несмотря на кажущуюся формальность процедуры, отдельные положения новой редакции правительственного закона вызывают у экспертов и депутатов крайнее недоумение.
В пояснительной записке законопроекта сказано, что «разработка проекта закона города Москвы «О правительстве Москвы» обусловлена перераспределением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами госвласти субъектов РФ», в основном связанными с отменой выборности губернаторов.
Новая редакция конкретизирует полномочия правительства. При том, что при переделке закон сократился как минимум на 10 статей. Среди них, например, целая глава, регламентирующая взаимодействие правительства с федеральными органами госвласти, контрольно-счетной палатой Москвы, полпредствами, российским правительством, а также министерствами и ведомствами. На связь с руководством страны теперь сможет выходить только мэр. Его главная функция в новой редакции так и обозначена: «организует взаимодействие с федеральными органами власти». При этом вычеркнута старая формулировка о том, что мэр в этом взаимодействии «представляет правительство». В проекте статья о соцгарантиях члена правительства города Москвы почти исчезла. Раньше в ней значились: мед- и бытовое обслуживание - в рамках расходов бюджета на содержание правительства.
В сфере экономической и хозяйственной деятельности правительство по сравнению с прошлым законом будет устанавливать ставки арендной платы за пользование недвижимым имуществом города, утверждать подлежащие госрегулированию цены и тарифы, осуществлять управление земельными отношениями и правилами застройки, устанавливать правила организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Кроме того, в законе полномочия правительства расширяются за счет регулирования сферы ритуальных услуг и ветеринарии, системы подготовки педагогических кадров, правового просвещения.
Между тем добавились вопросы, которые должны приниматься исключительно на правительственных заседаниях: программа приобретения имущества в госсобственность и решения о создании, реорганизации или ликвидации органов исполнительной власти. Раньше различные структуры могли создаваться постановлением мэра.
Некоторые положения закона «очень закамуфлированы», считает член фракции «Яблоко–объединенные демократы» Иван Новицкий. «Например, отсутствует графа, по которой правительство должно разрабатывать и вносить в МГД долгосрочные программы, а мы их – утверждать, – недоумевает депутат. – Это очень странно: не хотелось бы идти вслепую». По мнению Новицкого, все идет от федерального закона, устанавливающего назначаемость мэра, который голосуется Заксобранием. И против него особо не попрешь, хотя мы всегда выступали против этого, и до сих пор социологические исследования говорят, что москвичи хотели бы сами избирать градоначальника. «В некоторых регионах уже установлен порядок, по которому, если мэр утверждается Заксом, то и ряд членов правительства также с ним согласовываются».
О том, что в законе «целый ряд неувязок», говорит и координатор фракции КПРФ в МГД Владимир Улас: «Например, сказано – если мэр уходит в отставку, то и правительство в соответствии с федеральным законом должно уйти в отставку. А что, если оно не принимает такого решения? Или фраза о том, что правительство контролирует реформу ЖКХ. Оно должно контролировать развитие жилищного хозяйства, а не конкретную реформу: сегодня она есть, а завтра нет». Это мелочи, считает коммунист, но все зависит от того, во что это конкретно выльется. По его словам, с принятием закона вряд ли что-то изменится: «Как раньше все определялось Лужковым, так и будет».