Внезапный кризис в мировых делах из-за атомного взрыва в глубинной шахте в Северной Корее подчеркнул очевидное: конец истории еще не произошел. Это, как известно, предрекал со ссылкой на Гегеля американский политолог Фрэнсис Фукуяма. Имеется в виду прекращение насильственного развития событий в мире.
Однако с окончанием холодной войны в действительности не ушли в историю ни войны и конфликты, ни межгосударственные и межэтнические противоречия. По части трений и конфликтов даже кое-что добавилось. Место идеологических противоречий заняли межрелигиозные и даже межцивилизационные. Возросли по степени остроты глобальные угрозы – со стороны терроризма, оргпреступности, наркотрафика.
В ряду обострившихся стоит и угроза распространения оружия массового уничтожения – ядерного, химического и биологического. Нынешние ядерные испытания в КНДР – по этой части. Если новые узелки в канве международных дел завязываются все быстрее, то способности развязывать их у мирового сообщества не прибавилось. Парадоксально, но это еще один неблагополучный результат окончания холодной войны – в том, биполярном мире договариваться иной раз было проще.
Не способствует поиску решений международных проблем и схема, в которой единственная сверхдержава – США – как бы задает тон всем остальным. В одних случаях, она прямо прибегает к односторонним действиям, в других выступает в роли лидера ею же запланированных коллективных акций.
Очевидны тупики, в которые заводит мир подобный курс. Это прежде всего Ирак, где три года войны с участием возглавляемой Вашингтоном коалиции перерастают в войну межконфессиональную, межэтническую, гражданскую. Это Афганистан, где вновь возникла затяжная «война малой интенсивности». Оба конфликта показательны и тем, что дают толчок появлению своего рода изоляционистских настроений в Европе – в ней все меньше стран, готовых направить своих граждан участвовать в военных конфликтах на чужой земле.
В последнее время мы стали свидетелями и неудач как бы коллективного решения международных кризисов, в ходе которых тон задает все та же одна сверхдержава или руководимый ею альянс. Это касается прежде всего попыток уберечь от развала режим нераспространения. Характерный для них упор на угрозу силой – будь то односторонний удар или более сложные коллективные акции – оказался неэффективным.
В воздухе как бы висит признание необходимости появления в мире силы или структуры, способной стать эффективным механизмом решения конфликтов, преодоления глобальных угроз или по крайней мере их ограничения. Формально они вроде бы есть. Это прежде всего ООН, где на первом месте стоит Совет Безопасности ООН. Но этот механизм не срабатывает.
Где тот резерв, который мог бы помочь решению международных проблем? Как представляется, важнейшим ресурсом усиления борьбы с глобальными угрозами могло бы стать более тесное сотрудничество членов Совета Безопасности на базе общих позиций. Общие позиции – это не точка зрения одной сверхдержавы, а действия, приемлемые для всех. Для этого, думается, необходимо, чтобы на рассмотрение Совета Безопасности предлагался не один проект резолюции или заявления председателя, а несколько. Иными словами, лишь активизация усилий всех членов СБ, а не только «лидерство сверхдержавы», способна принести требуемые решения.
Это положение касается и многосторонних переговоров. Показательно, что наиболее приемлемое с точки зрения многих решение корейской ядерной проблемы предложил Пекин. Именно китайцы являются авторами заявления, принятого в прошлом году на шестисторонних переговорах в Пекине. Его окончательное принятие, к сожалению, сорвали стороны, вроде бы в нем наиболее заинтересованные, – Вашингтон и Пхеньян.
Наконец, важнейшим механизмом решения многих острых международных проблем может стать активизация региональных механизмов или даже специальное их формирование. Показателен ответ одного из послов стран Южной Азии на просьбу подсказать выход из тупика бесконечной войны в Афганистане. По его словам, в конечном итоге решение будет найдено коллективно странами региона совместно с афганцами и при участии других заинтересованных сторон, включая Россию. Думается, что к разряду подобных усилий можно отнести и предлагаемую многими (Россией, Саудовской Аравией и другими) идею проведения международной конференции по Ближнему Востоку.