Что бы ни говорили о фальсификации данных и предвыборных скандалах, «Единая Россия» решительно опередила соперников на прошедших в минувшее воскресенье региональных выборах в 9 областях страны. Достаточно упомянуть, что партия власти более чем вдвое перекрыла итоги трехголового главного соперника – сложенные вместе голоса Партии жизни, пенсионеров и «Родины». Эта победа во многом стала технической – долгожданные плоды принесла своим авторам избирательная реформа, и главным образом – запрет партийных блоков.
Заметим – активная правка избирательного законодательства, предпринятая единороссами еще в прошлую думскую сессию, преподносилась ими широкой публике как подвиг самоотверженности. Пропорциональное голосование (только по спискам) объявлялось крайне невыгодным ЕР, поскольку грозило увеличить в нижней палате представительство конкурентов. Однако содержащийся в пакете поправок запрет на предвыборные блоки обещал партии власти немалые преимущества, скромно державшиеся в тени, чтобы в нужный момент обеспечить единороссам зеленый свет.
Решающим оказалось это преимущество уже на нынешних выборах в регионах, где у партии власти традиционно были слабоватые позиции. «Запрет блоков, – считает заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, – сильно сказался на росте популярности «Единой России». Раньше, напомним, главными соперниками ЕР в глубинке каждый раз оказывались отнюдь не федеральные монстры, а местные небольшие блоки из федеральных же, но «спящих» политструктур, зарегистрированных в Мирнюсте аутсайдеров, сложенных вместе под эгидой губернатора или крупного местного предпринимателя. Хорошо знавшие региональные нужды местные вожди умело играли на струнах электоральных душ. Эти самые губернаторские блоки и отбирали главным образом голоса у задремавших было в отсутствие значимого соперника партийцев «Единой России».
Сегодня блоки забыты, губернаторы сплошь почти обзавелись членскими билетами ЕР, а предпринимательская армия, структурированная в две «России» – «ОПОРА» и «Деловую», заключила официальный союз опять-таки с партией власти. Точку в истории романа ЕР с крупным бизнесом поставил летний широко афишированный договор о слиянии единороссов с Промпартией – то есть фактически с РСПП. С другой стороны, в результате партийной чистки, затеянной Минюстом в соответствии опять-таки с новым избирательным законодательством, мелкие партийки, ранее оттягивающие на себя по 1–2% электората, успешно вымываются с политического поля. «Этот процент, который был абсолютно произвольным, – замечает политолог Алексей Макаркин, – тоже уходит, как правило, к крупнейшей политической силе».
Вторым источником победы единороссов явно выглядит изменение партийной тактики. Вчера, с чувством глубокого удовлетворения оценивая результаты региональной кампании, спикер Государственной Думы Борис Грызлов сконцентрировался, разумеется, на появлении новой программы, которая якобы и побудила избирателей отдать его структуре голоса. На самом деле, смешно было бы предположить, что обитатели российской глубинки не то что знакомы с документом, но даже и знают о его существовании. Все дело в проверенной веками тактике обещаний, которую щедро использовали на этот раз единороссы. Раньше они ограничивались только многозначительными ссылками на ведущее свое положение в партийно-государственной иерархии и близостью к президенту. Теперь этого оказалось недостаточно: у главы государства появились новые протеже, а у партийной системы отрастает вторая нога – опять-таки с благословения Владимира Путина и при прямом содействии заместителя главы его администрации.
Этот пинок заставил партию власти проснуться, оглядеться и позаимствовать у коммунистов их главный козырь. Единороссы пошли в народ, и теперь вряд ли в стране откроется где-нибудь детский сад или спортивная площадка в отсутствие представителя местной ячейки «Единой России». Вспомним хотя бы идею фикс единороссов о застройке страны ФОКами – физкультурно-оздоровительными комплексами, некоторые из них с большой помпой открывались в конце лета в регионах. Кстати, и здесь тоже наметилось изменение тактики: если раньше, замечает Макаркин, партия работала исключительно «под выборы», то теперь ЕР переключилась на круглогодичный график, едва ли не еженедельно изобретая все новые информационные поводы для напоминания о себе широкой общественности.
И, наконец, еще одно важное обстоятельство могло прибавить голосов единороссам. Резко возросший на прошлой неделе рейтинг главы государства – в связи с грузинскими событиями – просто не мог не задеть осеняющим крылом патронируемую им структуру. Лидеры которой активно использовали ставшую необыкновенно популярной антииммигрантскую риторику.