Государственная Дума в ближайшее время намерена поправить закон об адвокатской деятельности, укрепив позиции защитников. Почетная миссия удовлетворения давнишних требований адвокатского сообщества доверена депутатам Красноярского законодательного корпуса, представившим в нижнюю палату соответствующий законопроект. Таким образом единороссы откликнулись на резкую критику в адрес нового закона об адвокатуре, со скандалом прошедшего в Думе первое чтение.
Суть проекта, обреченного на беспрепятственное прохождение через парламентские коридоры, в ужесточении порядка ответов чиновников адвокатам. Им отведут для этой процедуры недельный срок – в отличие от положенного по нынешнему законодательству месяца. Введение укороченного срока ответа на адвокатский запрос, по мнению красноярских депутатов, обусловлено «необходимостью улучшения качества оказываемой адвокатами правовой помощи, действительным соблюдением принципов состязательности сторон, а также сокращением фактических сроков рассмотрения дел».
А чтобы ни у кого не было сомнений в том, что право адвоката помогать своему клиенту священно, красноярские законодатели параллельно подготовили и поправку к Кодексу об административных правонарушениях. Должностным лицам, не предоставившим информацию вовремя, давшим неполные или заведомо искаженные сведения, полагается наказание в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб. Юридическим же лицам игнорирование письменных требований адвоката обойдется дороже – от 3 до 5 тысяч. Таким образом, наказание предполагается сделать не слишком обременительным – оно должно прежде всего иметь воспитательное значение. Президент Адвокатской палаты Москвы адвокат Генри Резник в беседе с корреспондентом «НГ» похвалил поправку в КоАП, потому что сейчас, по его словам, «хотят – отвечают адвокату, а не хотят – не отвечают».
Заместитель председателя думского комитета по безопасности Виктор Илюхин сразу же объяснил корреспонденту «НГ», что красноярская идея по сути своей ему нравится, но срок в 7 дней он считает малореальным: «Адвокаты работают с уголовными делами, в которых сроки имеют очень большое значение, так что этот законопроект действительно повысит уровень защищенности людей». Депутат предположил, что при доработке проекта можно поставить не 7, а 10 дней. Неожиданному либерализму Красноярского Закса, где большинство принадлежит «Единой России», Илюхин объяснений не нашел.
Зато координатор фракции КПРФ Сергей Решульский предположил, что, «возможно, единороссы решили подсластить для адвокатов пилюлю». По его мнению, это очень серьезный подарок – ведь даже на депутатский запрос ответ положено давать не раньше месяца, а никаких наказаний за нарушение этого срока нет. Решульский напомнил, что на Охотном Ряду уже некоторое время лежит принятый в первом чтении законопроект, вводящий, по сути дела, новую редакцию закона об адвокатуре.
Генри Резник ранее принятые поправки к закону об адвокатуре назвал «ликвидацией корпоративной независимости адвокатуры». «Адвокатам закон очень не понравился, они бегали по всей Думе, даже к нам во фракцию заходили», – сказал Решульский, предположив, что таким образом думское большинство одной рукой на федеральном уровне вводит систему более жесткого госконтроля за адвокатской деятельностью, а другой – через одну из своих региональных фракций – преподносит адвокатам подарок. Поэтому Решульский не исключил, что принцип распределения проходимых законопроектов между региональными законодательными собраниями, где у ЕР есть большинство, вполне допустим: «Правительство и администрация президента теперь сами законы стараются не вносить, а продвигать их через депутатов Думы, а они, вполне возможно, могут это делать и через коллег из субъектов РФ». По информации, полученной корреспондентом в ЕР, в последнее время практика согласованной законодательной деятельности между администрацией президента, Думой и заксобраниями действительно стала весьма активно развиваться.