Тема мигрантов стала главной в речи Владимира Путина на прошедшем заседании Совета по нацпроектам, состоявшемся в конце прошлой недели. Президент обратился к ней сразу, как только перешел к одному их них – сельскохозяйственному. Повышение доходов селян глава государства увязал в первую очередь с рыночной проблемой: «Вряд ли мы добьемся успехов, если производителя сельхозпродукции будут безжалостно обирать разного рода посредники».
Далее Путин описал ситуацию с посредниками с максимальными подробностями: «Такие субъекты действуют под стать настоящим рэкетирам, по сути, принуждая селян сдавать свою продукцию за бесценок. То, что порой происходит на торговых рынках, и вовсе можно назвать одним словом: беспредел». Людям, «которые привезли свою продукцию», да и самой администрации рынка, как, впрочем, и правоохранительным органам президент отвел «второстепенную роль»: «Главными на рынках являются полукриминальные группировки», – и заметил, что «все это вызывает справедливое негодование граждан».
Из дальнейшего выступления президента стало понятно, что нынешние ужесточения законодательства являются прямым ответом на события в Кондопоге и Москве: «Мы не можем пройти мимо трагических событий последнего времени. Не можем, и дело не только в Кондопоге. А что в Москве было? А что было в других регионах? То нападения на иностранцев, то погибают наши граждане. Это не в последнюю очередь результат того, что государство, региональные власти и муниципальные власти не могут до сих пор отрегулировать эту сферу деятельности». Следующие слова еще более конкретизировали затронутую тему, объяснив, вероятно, случившиеся в тот день отставки карельских силовиков: «Сплошная коррупция в административном аппарате и в правоохранительных органах». И снова прозвучал отсыл к народному гневу: «Конечно, граждане недовольны».
Признав, что «для снятия этих проблем далеко не все урегулировано в законодательном плане», Владимир Путин уверенно заявил: власти «могут и обязаны навести надлежащий порядок». После чего поручил правительству «незамедлительно принять необходимые решения, регламентирующие торговлю на оптовых и розничных рынках, отрегулировать присутствие там иностранных работников, в том числе усилив ответственность администраций за нарушение миграционных правил как работниками рынка, так и участниками торговли. И ужесточить визовый режим по отношению к иностранным гражданам, нарушающим наше российское законодательство».
На следующий день, встретившись с руководством Совета Федерации, Владимир Путин вернулся к теме мигрантов: «Полагаю, что особого внимания сейчас требует миграционное законодательство». Заметим: ни в одном из вышеприведенных выступлений Путина не фигурировали ни Грузия, ни грузины. Речь шла о проблемах мигрантов вообще, которые следовало срочно урегулировать. Однако артикулировать название страны, президент которой своим поведением дал повод для всех последующих внутрироссийских преобразований, Путин смог в другом своем обращении, сделанном в тот же четверг. Поблагодарив председателя ОБСЕ Карела де Гехта за урегулирование «ситуации, связанной с захватом российских военнослужащих в Тбилиси», президент подчеркнул: «Безответственность грузинских властей больше не может оставаться вне поля зрения мирового сообщества».