На 8 октября намечена очередная серия выборов в региональные законодательные собрания. Депутатов местного уровня будут избирать в девяти субъектах Федерации: Карелии, Чувашии, Тыве, Астраханской, Свердловской, Липецкой и Новгородской областях, в Приморском крае и в Еврейской автономной области. По данным Центризбиркома, в выборах могут принять участие до 14 миллионов человек.
В смотре политических сил поучаствуют: «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР – во всех девяти регионах, «Патриоты России» – в восьми, Партия жизни и «Родина» – в семи, «Народная воля» и Партия пенсионеров – в шести областях. Как никогда низка активность правых партий. Кандидаты от «Яблока» будут баллотироваться только в двух регионах: Свердловской области и Приморском крае. А СПС вообще не выдвинул ни одного списка, оказавшись, таким образом, за бортом кампании. Такая пассивность либералов может свидетельствовать о нарастающей маргинализации этих структур.
Значение нынешней кампании для следующей, парламентской, не следует преувеличивать. Во-первых, потому, что в половине регионов, подвергшихся выборам, действуют старые добрые правила избрания почти всех задействованных в процедуре заксобраний (кроме парламента Свердловской области) по одномандатным округам. Мартовские «иды» предстоят исключительно партийно-списочные.
Во-вторых, этот самый партийный расклад грозит сильно измениться – формирование двухпартийной системы в стране продвигается семимильными шагами, но в октябрьскую ситуацию новый альянс встроиться явно не успел. И третье важное обстоятельство: хотя и много было разговоров летом и осенью о третьем президентском сроке, но явного отпечатка на предвыборную ситуацию в девяти регионах, судя по всему, они не наложили – граждане не склонны переносить ожидания, связанные с главой государства, на голосование по поводу местных парламентариев.
По мнению заместителя директора Центра политических технологий Алексея Макаркина, главное отличие нынешних выборов от думской кампании 2007 года – недостроенность нынешней партийной системы. Многие участники будущих парламентских выборов попросту еще не успели заявить о себе. «В первую очередь не реализован новый левоцентристский проект, – считает политолог. – Его составные части участвуют в выборах самостоятельно и даже конкурируют друг с другом. С другой стороны, недостаточно «отформатирован» либеральный фланг».
Однако и недооценивать кампанию не следует. В определенной степени пробой сил станет она для сливающихся структур, до конца не определивших для себя межпартийный руководящий расклад. Да и остальные участники этой мини-гонки, возможно, определятся в ближайшее время с выбором партнера – к новому году политические миноритарии, не определившиеся в своих симпатиях, будут немилосердно вычищены с политического поля Росрегистрацией, усердно проверяющей их на предмет необходимой численности.
Председатель Центризбиркома Александр Вешняков в одном из недавних интервью высказался сугубо положительно о предвыборной кампании и специально отметил, что если в марте с выборов были сняты 17 партийных списков, то сейчас – только 4. Вешняков сомневается, что выборы могут предсказать результат парламентской кампании. С ним согласен его предшественник, а ныне директор Независимого института выборов Александр Иванченко. Однако у него свои доводы на этот счет: «На мой взгляд, эту избирательную кампанию нельзя считать полноценными «праймериз» в первую очередь потому, что нынешняя серия выборов во многом зависит от административного ресурса. Она, так сказать, идет в режиме ручного управления. Происходит искусственное перераспределение ресурса между различными «партиями власти».