Кокошин пообещал рассмотреть в ближайшее время вопрос Южной Осетии и Абхазии.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Депутаты приступили к обсуждению грузинской проблемы в самом начале вчерашней пленарки. Представители оппозиции возмущались: в повестке дня не значился проект заявления «Об антироссийской и антидемократической политике грузинских властей»! Сначала объяснений потребовал вице-спикер Сергей Бабурин, затем к нему подключился и Владимир Жириновский. Депутат Дмитрий Рогозин заявил, что фракция «Родина» подготовила собственное заявление, но ради единства Думы готова от него отказаться – в обмен на то, что в общий документ ей позволят предложить поправки. А Бабурин выступил еще с одним требованием – обсудить и принять заявление до отъезда лидеров думских фракций к Владимиру Путину, чтобы предстать перед ним уже с какой-то определенной позицией.
Однако проводившая заседание первый вице-спикер Любовь Слиска ускорять работу отказалась, и думские гости поехали к президенту без одобренного заявления на руках. В его проекте, который появился у депутатов примерно через час после начала заседания, никаких радикальных предложений обнаружено не было. В заявлении указывалось на серьезную озабоченность политикой руководства Грузии – причем как внешней, так и внутренней. Михаилу Саакашвили припомнили и разгром оппозиции, и нагнетание напряженности в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.
Задержание же российских офицеров было приравнено к «государственному терроризму со всеми вытекающими отсюда выводами и последствиями». Впрочем, антиамериканизм думского заявления был гораздо умереннее даже недавних слов президента о зарубежных покровителях грузинского руководства. Думцы указали лишь на политику двойных стандартов, которую демонстрируют «некоторые американские сенаторы». В проекте заявления депутаты записали, что «в сложившейся ситуации Россия имеет право на осуществление комплекса мер по обеспечению своей безопасности, защите жизни и здоровья граждан РФ, включая введение санкций в отношении Грузии, прежде всего финансово-экономических». И лишь в самом конце слегка намекнули на нечто большее: «в случае продолжения антироссийской политики грузинских властей Россия имеет право принять и другие, более жесткие меры».
Пока данное заявление ожидало своей очереди, ряд депутатов успели выступить с некоторыми антигрузинскими инициативами – например, выяснить, как и чем Грузия гасит свой долг перед Россией. Прозвучало и предложение о немедленном признании независимости Южной Осетии, Абхазии, а заодно и Приднестровья. Однако обсуждение заявления никак не начиналось – было ясно, что время затягивается специально для того, чтобы дождаться возвращения из Кремля думского руководства. Потом такое решение было принято и официально – дискуссия по документу была перенесена на вечер. Но во второй половине дня мысли депутатов о Грузии уже никого не интересовали, потому что эту тему заслонил совсем другой скандал.
Представителя фракции КПРФ не пустили на вчерашнюю встречу с президентом – так интерпретировала пресс-служба коммунистов тот факт, что предполагавшийся вместо отсутствующего Геннадия Зюганова его первый заместитель Иван Мельников в Кремль допущен не был. Пресс-служба КПРФ уверила, что кандидатура Мельникова согласована с администрацией президента. Источники «НГ» в этой фракции данную информацию подтвердили, отметив, что заместитель главы администрации Владислав Сурков был в курсе замены и еще накануне против нее не возражал, но вчера утром от имени руководителя администрации Сергея Собянина последовал звонок о нежелательности появления Мельникова перед глазами президента.
Коммунисты увидели в этом проявление внутрикремлевских интриг. Однако высокопоставленный собеседник «НГ» из кремлевской администрации изложил ситуацию под немного другим углом. По его словам, Мельникова «зарубил» сам Владимир Путин, которому Собянин доложил о замене в рядах коммунистов только утром 4 октября. «Но я же приглашал Зюганова», – вот такие слова президента стали известны «НГ». Тот же источник отметил, что в скандале виноват сам Зюганов, внезапно уехавший в командировку, связанную с выборами в одном из регионов. «Он собирался идти сам, был даже заранее оговорен его вопрос – по закону об автономных учреждениях», – пояснил собеседник «НГ». Кроме того, как стало известно из других кремлевских источников, теперь Геннадия Зюганова могут целенаправленно не приглашать еще как минимум на пару встреч.