Директор ФСБ Николай Патрушев призвал наносить по террористам превентивные удары.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера глава ФСБ Николай Патрушев провел в Архангельске выездное заседание Национального антитеррористического комитета. Фактически впервые со времен самого громкого теракта последних лет – захвата школы в Беслане – главный контрразведчик страны обозначил новые условия борьбы с терроризмом. Во-первых, в число приоритетных задач в этой области включена профилактика, превентивные действия. А во-вторых, в связке с проблемами антитеррора глава ФСБ упомянул незаконную миграцию, которая в округе, по его словам, «приобрела признаки организованной и тщательно законспирированной преступной деятельности».
До сих пор профилактика терроризма если и упоминалась, то лишь как вспомогательная мера – упор делался на выявление и борьбу с организаторами и исполнителями терактов. Сами контрразведчики не раз признавались, что в нынешних условиях они не могут для получения превентивных данных воспользоваться, как некогда, широкой сетью информаторов: моральные стимулы слабы, а на материальные не хватает денег. В этой связи весьма примечателен ответ Николая Патрушева на вопрос журналистов о финансировании антитеррористических мероприятий. Глава ФСБ заметил, что «федеральное финансирование постоянно повышается, проблем с этим нет».
При этом генерал Патрушев оценил нынешнее состояние профилактики терроризма в регионе как неудовлетворительное. «Только на отдельных предприятиях, – с огорчением заметил директор Федеральной службы безопасности, – осуществляются меры, которые способствуют нормальной работе». А ведь в округе, по словам Патрушева, «сконцентрирован мощный ядерный потенциал, расположены стратегические оборонно-промышленные предприятия, объекты нефтегазового комплекса, предприятия нефтехимии, порты Баренцева, Балтийского и Белого морей».
Выступление Николая Патрушева по большому счету выглядело как постановка конкретных задач перед региональными антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами. От уровня их взаимодействия, подчеркнул глава ФСБ, зависит эффективность выявления и предотвращения потенциальных угроз. Иными словами, к постоянно действующим комиссиям теперь, надо думать, присоединятся и оперативные штабы, которые, по идее, должны создаваться и действовать только в условиях непосредственной террористической угрозы. «В области профилактики терроризма, являющейся для комиссий приоритетной задачей, следует организовать работу по своевременному получению информации о возможном возникновении кризисной ситуации и принятия соответствующих мер по ее локализации», – такими словами определил главный контрразведчик страны их главную цель.
И хотя конкретные объекты для применения тех самых профилактических мер не были названы, из дальнейшего выступления директора ФСБ нетрудно было сделать вывод, что теперь (пожалуй, впервые за последние несколько лет) к их числу отнесены и незаконные мигранты. Поскольку традиционно правоохранительные органы относили к числу террористически опасных любые оргпреступные группировки, особенно этнические; слова о том, что нелегальная миграция приобрела их специфические черты, очень хорошо укладываются в контекст призывов к профилактике терроризма.
Очевидно, что график совещаний НАКа составлен был заранее, однако характер вчерашних прений прошел явно под знаком событий в Кондопоге, случившихся недавно в регионе. И совершенно неслучайным выглядит в этой связи обнародованное вчера же заявление министра внутренних дел Республики Коми Владимира Силаева, предупредившего, что группа экстремистски настроенных граждан республики намерена «создать ситуацию, способную разжечь межнациональную рознь». При этом глава республиканского МВД заметил, что «любые попытки нарушить межнациональное согласие, спровоцировать этнические конфликты на территории нашего региона, от кого бы они ни исходили, будут решительно пресекаться органами внутренних дел в рамках закона».
Вкупе выступление Николая Патрушева и воззвание министра внутренних дел Республики Коми не оставляют сомнений: судя по всему, в списке главных угроз стране появилась новая – и исходит она от «организованной и тщательно законспирированной преступной деятельности» незаконных мигрантов. Собственно, чуть раньше, 14 сентября, в тех же выражениях с упоминанием угрозы национальной безопасности об этой проблеме сказал в своем выступлении в Нью-Йорке и глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский. Насколько в действительности велика эта угроза и насколько точно обозначен ее источник? «Понятно, что Кондопога отразила некие тенденции в российском обществе, – заметил в беседе с корреспондентом «НГ» член комитета по безопасности Государственной Думы Геннадий Гудков, – но я не стал бы говорить о мигрантах как о подполье, под которым, как правило, подразумевается какая-то экстремистская структура».
Межнациональные проблемы, считает Гудков, возникают чаще всего там, где в большей степени коррумпированы правоохранительные органы: «Если ФСБ вместе с управлением безопасности начнет наводить в МВД порядок, я могу только это приветствовать. Как правило, межнациональные противоречия возникают при бездействии или попустительстве чиновников и правоохранителей». Миграционные процессы, сетует парламентарий, «остаются до конца не отрегулированными и с точки зрения законодательства, и с точки зрения правоприменительной практики. Коррумпированные чиновники делают деньги на мигрантах – это считается одним из наиболее хлебных, прибыльных видов бизнеса. Коррупция страшнее НАТО, страшнее экологических проблем. А Кондопога просто явилась катализатором обсуждения».