Предложение парламента Чечни изменить Конституцию РФ, отменив запрет на избрание президентом одного и того же человека более двух раз подряд, может быть рассмотрено в Государственной Думе в течение месяца. Чеченские депутаты не стали скрывать, что они прямо имеют в виду Владимира Путина: поскольку именно при нем началась стабилизация ситуации в республике, значит, ему эту работу и заканчивать. Почему нижняя палата хочет обсудить этот вопрос в таком срочном порядке и каким может оказаться решение думского большинства – на эти вопросы «НГ» попросила ответить председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина.
– Поправка в Конституцию внесена чеченским парламентом в августе, а в октябре–ноябре Дума уже собирается ее рассматривать. Это выглядит странно: многие инициативы лежат годами. Например, предыдущее подобное предложение – от депутатов Ивановской области – не обсуждалось более года. Почему сейчас такая спешка?
– Предложение Законодательного собрания Ивановской области ни в коем случае не лежало несколько лет, оно было рассмотрено нынешней Государственной Думой практически сразу же после того, как только она была сформирована в 2003 году. Сейчас поступила подобная инициатива от парламента Чеченской Республики. Каких-либо оснований для того, чтобы удерживать эту инициативу от рассмотрения, у нас нет. К тем законопроектам, которые, как вы сказали, действительно годами уже лежат, есть серьезные и разумные претензии. Мы не может выработать в принципе идеологию подхода к этим законодательным инициативам – у нас их примерно 15 штук есть, которые лежат больше 5 лет. Что касается вашего вопроса о спешке, то никакой спешки здесь нет. Инициатива чеченского парламента будет рассматриваться в обычные для всех законопроектов нормативные сроки. И действительно, пока трудно сказать, когда Дума точно ее рассмотрит. Примерно через месяц соберем заседание комитета и будем рекомендовать дату обсуждения. Так что никакой срочности, никакого давления и, могу вас в этом заверить, по этому поводу даже никто не звонил.
– Между тем для решения проблемы третьего срока это фактически последняя возможность: второй срок уже заканчивается и скоро ничего изменить будет уже невозможно...
– Такой возможности в принципе нет, действующая Конституция ее не предусматривает.
– А вы можете со стопроцентной уверенностью сказать, что чеченская инициатива Государственной Думой будет отклонена?
– Вы задаете такой вопрос, любой ответ на который отдает некоторой наивностью. И я, как официальное лицо, наверное, не должен на него отвечать, не должен подобных вещей говорить. Но я думаю, что никто не сомневается, что власть сейчас в принципе придерживается политики формирования правового государства. А переход власти в правовом государстве в рамках того законодательного поля, которое есть для действующих институтов власти, крайне важно. Поэтому переход власти, связанный, например, с выборами президента, должен осуществляться в рамках действующего правового поля. Поэтому эта инициатива, с которой выступил парламент Чеченской Республики, будет отклонена. Вместе с тем я еще раз хотел бы подчеркнуть, что не стоит упрощать те социальные процессы, которые сейчас существуют и которые вызывают к жизни такие предложения. Они базируются – и в пояснительной записке к законопроекту это было прямо указано – на том, что при действующем президенте был достигнут реальный и конкретный прогресс в развитии ситуации в Чеченской Республике. И это правда.
– Вы говорили, что с точки зрения реальной жизни вопросов к этой инициативе нет.
– Нет, я сказал немного не так, я сказал, что с точки зрения реальной жизни я глубоко понимаю те мотивы, которые обычно движут авторами и этой инициативы, и всех тех писем и обращений, которые поступают в Государственную Думу. Все это связано с тем, что системное правовое поле, настоящее правовое государство в России пока еще только формируется.
– Каков ваш прогноз – будут ли еще поступать такого рода инициативы?
– Я думаю, что такого рода предложения еще могут делаться.
– Как вы считаете, срок для того, чтобы принимать такого рода поправки, уже истек?
– Я думаю, что да. Я думаю, что в этом политическом цикле для нас очень важно, чтобы Конституция осталась в том виде, в котором она сейчас существует. И нет никаких оснований для того, чтобы думать, что какое-то изменение Конституции произойдет – за исключением статьи 65, предполагающей субъектный состав Российской Федерации.