Россия столкнулась с новыми обвинениями со стороны США. На этот раз спикер палаты представителей Конгресса США Дэннис Хэстерт, третий человек в американской государственной иерархии, прибыв в понедельник в Вильнюс, в своем выступлении в литовском парламенте осудил Россию за «нефтяной шантаж» стран Балтии. Пикантности обвинениям добавляет то обстоятельство, что до Литвы Хэстерт побывал в России, где в Санкт-Петербурге принял участие в совещании парламентариев «большой восьмерки» и затем вместе с другими его участниками слетал в Сочи для встречи с российским президентом Владимиром Путиным. При этом одним из важнейших вопросов, которые затронул Путин в беседе с парламентариями, была тема энергетики. В частности, он заверил собеседников в намерении России четко следовать договоренностям, достигнутым «восьмеркой».
Хэстерт практически повторил претензии, которые предъявил в мае в том же Вильнюсе в ходе встречи лидеров стран Балтийского и Черноморского бассейнов второй человек в американской администрации – вице-президент США Дик Чейни. По словам Хэстерта, процитированным немецким телеканалом ZDF, «Москва должна отказаться от использования вопросов энергообеспечения в качестве инструмента политической игры». По словам высокопоставленного конгрессмена, такие же слова он использовал в своем выступлении 16 августа перед депутатами российской Госдумы.
Основным поводом для этих обвинений, по всей видимости, стали перебои в работе ветки нефтепровода «Дружба», снабжающей российской нефтью нефтеперерабатывающий завод Mazeiku Nafta в Литве. В июле поставки были прекращены ввиду срочного ремонта этого участка нефтепровода с целью устранения утечек нефти.
Неожиданный ремонт литовские власти восприняли как некое «наказание» с российской стороны за то, что они противились продаже контрольного пакета акций Mazeiku Nafta, до этого принадлежавшего опальному ЮКОСу, другой российской компании. В результате нефтеперерабатывающий завод достался польской компании PKN Orlen, а не российским «Роснефти» и «ЛУКОЙЛу», также претендовавшим на его приобретение. В ходе борьбы за Mazeiku Nafta представители Литвы жаловались, что российская сторона неоднократно намекала на то, что при неблагоприятном исходе аукциона по продаже пакета акций MN полностью прекратит поставки нефти.
Вильнюсские высказывания Хэстерта – из серии демаршей Вашингтона по поводу внешней и энергетической политики Москвы. Особенно шумными они были в начале этого года, когда Москва и Киев заспорили по поводу цен на поставляемый на Украину природный газ. Тогда официальный представитель госдепартамента обвинил Россию в «использовании энергетики в политических целях», сославшись на то, что Россия «слишком быстро» повышает цены и прибегает к прекращению подачи газа. Эти обвинения дополнила госсекретарь США Кондолиза Райс, которая заявила, что Россия «предприняла политически мотивированные усилия, чтобы ограничить энергетические поставки на Украину».
Разъяснения по поводу газового спора России с Украиной были сделаны министром финансов РФ Алексеем Кудриным на встрече министров финансов «большой восьмерки» в феврале, и казалось, были всеми ими поняты и приняты. Единственное, что посоветовали министры своему российскому коллеге, это более ясно разъяснять позицию Москвы средствам массовой информации.
Прошедшее объяснение не помешало, однако, вице-президенту США Дику Чейни вернуться к уже обкатанным госдепартаментом тезисам. Выступая на саммите лидеров стран Балтии и Причерноморья в Вильнюсе 9 мая, Чейни заявил, что Россию своей энергетической политикой пытается «шантажировать и запугивать» соседние страны. Как указывается в составленном по этому поводу обзоре Исследовательской службы Конгресса США, «США склонны помочь Украине и другим странам сократить свою зависимость от российских энергетических поставок. США выступают за расширением каналов поставок энергоресурсов из Центральной Азии и Азербайджана в Европу, включая строительство нефтепровода из украинского терминала в порту Одесса в Броды на границе с Польшей».
Аналогичная тактика обвинений в адрес Москвы и рекомендаций другим странам максимально широко задействовать альтернативные каналы получения энергоресурсов применяется Вашингтоном и в контактах с другими странами, в частности с Грузией.
Поразительна невосприимчивость американских официальных лиц к договоренностям, достигнутым по теме энергетической безопасности на саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Их как будто и не было, как и не было объяснений Кудрина со своими коллегами в Москве. Все это – явный признак долгосрочной направленности такого курса Вашингтона на постсоветском пространстве и предвестник новых всплесков российско-американской полемики по вопросам энергетической политики. Они наиболее заметны именно сейчас, когда энергетика оказалась в центре мировой политики.