Управляемость судьями может возрасти.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
На этой неделе Государственная Дума планировала рассмотреть во втором чтении законодательную инициативу Совета Федерации по корректировке конституционного закона о судебной системе РФ. Сенаторы предложили уточнить, что Всероссийский съезд судей не формирует Высшую квалификационную коллегию, а лишь участвует в ее формировании. На самом деле речь идет о попытке сенаторов передать функцию контроля за действием судов президентской администрации.
Формально ничего нового, кроме формулировок, верхняя палата, по сути, и не предполагала изменить, ведь из 29 членов этой коллегии 18 человек уже сейчас назначает судейский съезд, 10 – Совет Федерации, а одного – президент. Тем не менее законопроект, одобренный в первом чтении еще в апреле, до сих пор продолжает дорабатываться. Перенесено его обсуждение и с нынешней недели. Как сообщили корреспонденту «НГ» в аппарате думского комитета по конституционному законодательству, консультации по данному тексту еще идут, потому что к нему все еще есть некоторые замечания. Стоит отметить, что вообще-то законодательные инициативы Совета Федерации в целом и отдельных сенаторов в частности, всегда встречают на Охотном Ряду не слишком радушно.
Так случилось и в этот раз. Первоначально подписанный спикером СФ по поручению всей палаты законопроект предполагал, что кроме уточняющих нюансов в нем будет содержаться и существенная идея. Члены СФ, вдохновленные сплошной вертикализацией государственного устройства России, решили повысить управляемость и всей судейской вертикали. Судебный департамент при Верховном суде, который организует деятельность всех нижестоящих – по сравнению с Верховным – судов, они предложили фактически подчинить президенту. Сейчас генерального директора этого департамента назначает лично председатель Верховного суда, но Совет Федерации посчитал, что должно быть так: «руководитель Судебного департамента при Верховном суде РФ назначается на должность и освобождается от должности президентом РФ по представлению председателя Верховного суда РФ с учетом мнения Совета судей РФ».
Интересно, что против такой верноподданической инициативы выступило правительство. Кабинет министров указал, что сокращать кадровую компетенцию председателя Верховного суда нельзя, а должность генерального директора, хотя он и обеспечивается всеми необходимыми материальными и финансовыми благами по нормам федеральных министров, «не может считаться достаточной для отнесения ее к непосредственной подведомственности президента РФ». Поэтому Совету Федерации от идеи укрепить судейскую вертикаль все-таки пришлось отказаться.
Сенаторы, правда, очень быстро перевнесли свой законопроект, оставив только предложение об уточнении роли и места Всероссийского съезда судей. Дело в том, что в разных законах они отражены по-разному. В одном записано, что этот съезд формирует Высшую квалификационную коллегию, а в другом – что только назначает часть ее членов. Данная коллегия в том числе занимается и представлениями об освобождении от должности федеральных судей за различные правонарушения или преступления. Так что теперь российским судьям решено дать понять четко, что не они полностью хозяева своих судеб, потому что в их решении они только «участвуют».