«Черный дельфин» – тюрьма в Оренбургской области – еще долго будет принимать пожизненных постояльцев.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Возвращение смертной казни в правоприменительную практику, которое должно было состояться 1 января 2007 года, видимо, откладывается. Российские суды получали право применять это наказание только после того, как по всей стране начал бы работу институт присяжных заседателей. Теперь этот день переносится по крайней мере на три года вперед – до тех пор, пока в Чечне, последнем субъекте РФ, где до сих пор не действует суд присяжных, он не будет введен. Что произойдет только в начале 2010 года. Соответствующий законопроект, отменяющий для чеченцев скорое появление суда присяжных, внесен группой депутатов Государственной Думы.
Глава думского комитета по делам местного самоуправления Владимир Мокрый и первый заместитель председателя комитета по законодательству Валерий Гребенников предложили не вводить суд присяжных в Чечне с 1 января 2007 года потому, что в этой республике пока нет настоящего местного самоуправления. А ведь именно этот уровень власти обязан заниматься подбором кандидатов в присяжные и утверждением их списков. Предложение же остановиться именно на 2010 годе объясняется депутатами Мокрым и Гребенниковым в другом их законопроекте – «О мерах по организации местного самоуправления в ЧР». Смысл его в том, что в отличие от других регионов страны органы местного самоуправления должны появиться в этой северокавказской республике не с 2009-го, а с 2010 года. До этого времени руководство республики само будет исполнять все функции местной власти. За одним, правда, исключением – ему почему-то не доверяется заниматься подбором присяжных. Своеобразная логика этих законодательных инициатив, совершенно явно опирающаяся лишь на политическую целесообразность, настолько бросалась в глаза, что корреспондент «НГ» попробовал получить подтверждение этих подозрений у других законодателей.
Координатор думской фракции КПРФ Сергей Решульский на вопрос «НГ» ответил без долгих раздумий. «Я не знаю, с чем связывают это предложение по суду присяжных в Чечне его авторы, – отметил он, – но я хорошо знаю другое – невведение суда присяжных на всей территории РФ, как этого требует Конституция и специальное решение Конституционного суда, является главным препятствием судам для вынесения приговоров с исключительной мерой наказания». Решульский заметил, что он еще не видел законопроекта, но готов сразу же предположить, что объяснять его необходимость станут тяжелой ситуацией в этой республике. «Это не слишком логично, ведь нам, наоборот, каждый день показывают, что там вроде бы все в порядке», – сказал депутат из КПРФ, пообещав, что когда Дума будет проект обсуждать, коммунисты обязательно спросят о такой нелогичности. По словам Сергея Решульского, «перенос даты введения суда присяжных в Чечне, а значит, и момент возвращения в законодательство смертной казни, должны позволить президенту уйти от решения этой сложной проблемы, сохранив и свое лицо перед Западом, и рейтинг у российских избирателей». Интересно, что предвыборную сущность законопроекта в принципе видит и заместитель председателя фракции «Единая Россия» Фарида Гайнуллина. Вместе с тем она не сомневается и в том, что причиной его появления стали и некоторые внутричеченские особенности – например, коррупция, усугубленная клановостью. Гайнуллина заявила «НГ», что «вряд ли сейчас в Чечне смог бы появиться настоящий суд присяжных, так что надо дать ее властям еще немного дополнительного времени для того, чтобы навести порядок».
Стоит отметить, что появление законопроекта о переносе срока введения суда присяжных в Чечне еще на 3 года вперед – да еще в привязке с проблемами местного самоуправления, действительно выглядит странным. Дело в том, что в конце марта этого года другой группой депутатов, причем тоже из ЕР, был внесен ровно противоположный проект. В нем как раз и признавалась проблемой та ситуация, что без муниципальной власти подбором присяжных больше никто заниматься не может. Но рецепт предлагался совсем другой – наделить региональную власть этим правом для того, чтобы с 1 января 2007 года присяжные в ЧР все же появились, а значит, мораторий Конституционного суда потерял свою силу. Самое любопытное, что, как и тогда, за тем проектом, который помогал смертной казни быстрее вернуться в жизнь россиян, стояла администрация президента, так и теперь, за нынешним – это возвращение откладывающим, стоит тоже она. Один из ее высокопоставленных представителей в беседе с корреспондентом «НГ», конечно, не подтвердил подлинного авторства, но вместе с тем дал понять, что Кремль всеми силами поддерживает вариант перекладывания головной боли со смертной казнью на плечи будущих политиков. В то же время «НГ» от своих думских источников стало известно, что весь пакет из 2 законов – особого порядка местного самоуправления в Чечне и переноса суда присяжных – администрация забросила на Охотный Ряд еще в мае, предварительно остановив обсуждение законопроекта, способствовавшего безусловному появлению чеченских присяжных уже в будущем году.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)