Прошлая неделя оказалась весьма насыщенной информационными поводами, связанными с Российской партией жизни и ее союзниками. Например, структуру Сергея Миронова сняли с выборов в двух регионах. Это очень похоже на продуманную пиар-стратегию: гонимых, как известно, особенно любят на Руси. «Единая Россия» на ситуацию реагирует вяло. Почему партия власти занимает стороннюю позицию – в отсутствие запрета на борьбу с прямым конкурентом? На этот вопрос «НГ» отвечают известные политики и политологи.
Олег Морозов, первый вице-спикер Госдумы
Я отвечу на этот вопрос предельно откровенно: а на что, собственно, реагировать? Я, как человек с политологическим образованием, для того чтобы на что-то реагировать, должен рассмотреть хотя бы какое-то программное заявление этой новой партии. Понять, на какой платформе они объединяются, кто там будет у них главный в идеологическом плане. Если «Родина» – значит, как я понимаю, запахнет национал-патриотическими запахами, а если это Партия пенсионеров, то будет популистско-социальный крен. Если же это Партия жизни – то вообще никакого запаха пока не ощущается. Мы пока ничего по поводу этого проекта сказать не можем. А то получится: у них лица собственного нет, а мы его нарисуем своими руками.
Валерий Гартунг, депутат ГД, экс-лидер Партии пенсионеров
На федеральном уровне ЕР еще не определилась, что делать с Партией жизни. Если на нее сильно нападать, то это значит – признавать в ее лице серьезного конкурента. «Единая Россия» пытается сейчас другую стратегию избрать: просто не замечать конкурентов. На Партию пенсионеров навалились только тогда, когда мы реально стали побеждать – выиграли в Магадане, в Томске. С РПЖ, входящей туда партией «Родина» и РПП будет так же – сначала будут не замечать, а когда почувствуют реальную конкуренцию, постараются прихлопнуть.
Алексей Митрофанов, зампредседателя ЛДПР, депутат Госдумы
Чего там ЕР суетиться? Пусть пойдут по селам, по городам, посмотрят, что там происходит. Люди делают автомобили «BMW», они уже 40–60 лет делают автомобили, а вы вчера начали этим заниматься – и что, они должны в ужасе констатировать, что русские собираются делать новые машины? Они посмотрят, как все это будет.
Марат Гельман, политтехнолог
Почему вяло? По-моему, Грызлов очень жестко высказался. Сказал, что он понимает, когда выпивка с закуской объединяются, это понятно для чего, а когда люди с разной идеологией объединяются, он этого не понимает. Я с Грызловым не согласен, но, как бы ни было, никакой вялости в этом нет. Они ведут борьбу с конкурентом. Как говорят, внутривидовая борьба всегда жестче, чем межвидовая.
Дмитрий Новиков, секретарь ЦК КПРФ по идеологии
Если в данном случае ЕР пытается продемонстрировать, что она не использует административный ресурс, а является равноправным игроком на политическом поле, то она, наверное, и должна так себя вести. И не высказываться на эту тему вообще, а отдавать эту проблематику на откуп избирательным комиссиям. Для них это самая оптимальная модель поведения, они ее соответственно и придерживаются. На самом деле у Партии жизни дела не так плохи – например, по Дальневосточному региону.