Владимир Васильев, глава комитета по безопасности Госдумы, «Единая Россия»
Какая оценка, если это незаконные действия: из-за них люди задержаны; погромщики – какая еще может быть оценка этих неправомерных действий? Сегодняшнее рассмотрение на пленарном заседании этого вопроса – это как раз не уход от остроты и не снижение, как говорится, уровня важности, а как раз подход через правовую составляющую. Вот заявления руководителей правительств Чеченской Республики и Карелии прозвучали, но они тоже не приводят к пониманию и не снимают вопроса, а может быть, даже подавляют. Это пример того, что такого рода заявления не решают проблемы, они добавляют новые проблемы. Мне кажется, когда какое-то действие начинают рассматривать с точки зрения национальности, то нужно как можно меньше каких-либо комментариев. Погромы сейчас – я не хочу утверждать со всей уверенностью, но как раз и являются в значительной степени результатом того, что информация была доведена до людей необъективно.
Руслан Ямадаев, депутат Госдумы от Чеченской Республики
Я не думаю, что власть сохраняет молчание. Может быть, это журналисты не хотят ее услышать, ищут какие-то свои объяснения происшествия. Власть реагирует и работает. Если бы она не работала, то, может быть, беспорядки еще продолжались бы. А сейчас беспорядков никаких уже нет. Да и у нас в Думе сегодня было обсуждение событий не только в Кондопоге, но и в других регионах страны. Меня такие объяснения полностью удовлетворяют. Я прекрасно сам знаю, что это бытовой, это криминальный конфликт. Там нет никаких националистических – античеченских, антикавказских или там антирусских оснований. Просто криминал поднял народ и начались беспорядки.
Виктор Озеров, член Совета Федерации, партия «Единая Россия»
Есть русская поговорка: молчание – золото. Может, она к этому случаю и относится. Привлекая сейчас слишком большое внимание к этой проблеме, мы можем всполохнуть всю страну – граждане начнут смотреть, с кем рядом они живут, а не мешают ли эти люди им жить. Это межнациональные отношения, и, как бы там ни говорили, что это на бытовой почве, все равно преступники в конечном итоге имеют определенную национальность. В межнациональных отношениях нужны очень тонкие подходы, я думаю, что здесь нужно поторапливаться, не спеша.
Виктор Илюхин, депутат Госдумы, КПРФ
Грызлов проявил политическую недальновидность. Ведь то, что произошло в Карелии, может произойти в любой точке страны, в любом населенном пункте: нетерпимость местных к тем, кто приехал, присутствует везде. Казалось бы, на этом примере надо в целом дать оценку этих очень сложных процессов, но Грызлов проявил близорукость по одной, наверное, причине: за то, что произошло, отвечать-то надо его партийцам – членам «Единой России». Они бездействовали, по сути, попустительствовали случившемуся – поэтому есть попытка спустить события на тормозах. Особенно странно все это в свете заявлений Морозова о том, что «Единая Россия» ответственна за все. Слова-то произнесены громкие, а на самом деле нет никакой ответственности. Других причин молчания я просто не вижу. Партия встроена во власть, а коли так, то любая критика власти для Грызлова нежелательна.
Геннадий Гудков, депутат Госдумы, Народная партия
Тут дело настолько ясно, что даже парламентского расследования проводить не стоит. Здесь вопрос настолько ясен, что я даже не знаю, что расследовать. То, что главный враг России – это коррупция, я заявляю уже на протяжении 4 лет. Именно коррупция привела к Кондопоге – за деньги власти покрывали преступную деятельность, за деньги они отстегивали лучшие куски на рынках, за деньги прописывали, за деньги еще какие-то вопросы решали. По сути, это не кавказцы виноваты, а органы власти, получавшие взятки за покрывательство правонарушений и преступлений. Сейчас одним заявлением не отделаешься – нужны системные решения. Это вопрос чиновничьего беспредела, безобразной работы правоохранительных органов, отсутствия критики и полемики.
Николай Левичев, первый заместитель председателя Российской партии жизни
Совершенно очевидно, что беспорядки в этом карельском городе не имеют ничего общего с межнациональным конфликтом. События в Кондопоге заставляют нас обратить самое пристальное внимание на проблему качества власти на местах. Когда местные чиновники оказываются не готовыми к подобным событиям – это вопиющий факт.
Дмитрий Рогозин, депутат Госдумы, партия «Родина»
Все это означает только одно: власть знает, что именно она и виновата, поэтому она и боится всякого расследования. Это косвенное признание собственной вины. Тем не менее я уверен, что парламентское расследование будет, и сейчас фракция «Родина» собирает необходимые подписи под специальным постановлением о создании комиссии по парламентскому расследованию этих трагических традиций.