Вчера фешенебельная столичная гостиница «Золотое кольцо», расположенная в престижном соседстве с Министерством иностранных дел, принимала в своих стенах ведущую оппозиционную силу страны – «Другую Россию». Хорошо отдохнувшие за лето члены этой организации, шумно презентовавшей себя во время июльского саммита «большой восьмерки», собрались на конференцию для консолидации протестных действий. День был выбран чрезвычайно удобный для подобных собраний – в Москве уже неделю льют дожди, и где еще собраться отечественным комильфо, как не в уютном зале дорогого отеля.
Консолидаторы были представлены лидером республиканцев Владимиром Рыжковым, главой НДС Михаилом Касьяновым, руководителем Московской Хельсинкской группы Людмилой Алексеевой, писателем Эдуардом Лимоновым и шахматистом Гарри Каспаровым.
Участники встречи выглядели прекрасно, но долго любоваться собой журналистам не дали, объявив мероприятие закрытым. Время от времени они, однако, выходили в холл, чтобы неформально пообщаться с прессой и поделиться дозволенной к распространению информацией.
Перед заседанием один из трех главных организаторов ДР – руководитель фонда «ИНДЕМ» Георгий Сатаров рассказал «НГ», зачем, собственно, они собрались. Предмет разговора, впрочем, показался ему столь серьезным, что перед началом беседы он предусмотрительно взял 10-минутную паузу, чтобы согласовать свой небольшой спич с товарищами по политической ориентации. Товарищи согласие дали.
На прошлой конференции ДР, напомнил Сатаров, «было принято решение о том, что должен существовать какой-то действующий механизм... это такая деловая встреча для реализации тех идей, которые там закладываются». Конференция должна определить «ключевые направления: во-первых – подготовку единой программы, во-вторых, координацию усилий на выборах».
Помня о сложностях взаимоотношений координаторов демократических сил с «Яблоком» и СПС, корреспондент поинтересовалась: правда ли, что лидеры этих структур не приглашались на форум? «Мы не закрываем двери ни для кого, – ответил глава фонда «ИНДЕМ». – Представители «Яблока» и СПС в нашей орбите все равно остаются. Но мы не рассматриваем здесь ключевым обязательное участие лидеров – нам гораздо важней конкретные люди в регионах». Причины, по которым не позвали яблочников и эспээсовцев, оказались, по словам Сатарова, такими: Никита Белых «открытым текстом сказал, что никакого отношения с этим не хочет иметь», а «у Григория Явлинского более взвешенная позиция, но мы просто не хотели ставить его преждевременно перед очередным решающим выбором».
«В этом нет сейчас необходимости», – заключил собеседник «НГ». То есть Явлинского, судя по всему, уберегли – не очень понятно, впрочем, от чего именно. Ничего радикального в плане партстроительства консолидаторы ДР и не планировали. «Единственно, чего не будет, это создания нового движения, партии и так далее», – успокоил корреспондента Сатаров.
Между тем приглашение, как выяснилось, Явлинскому передавали. Но сделали все неправильно, по словам пресс-секретаря партии Евгении Диллендорф.«По-моему, они совсем заврались, – так прокомментировала она дипломатию Сатарова. – Они его приглашали, но в частном порядке. Приглашался Явлинский через его личного секретаря, который мог быть в отпуске», в результате Явлинский просто «не откликнулся». Видимо, организаторам это показалось слишком обидным, чтобы сей факт афишировать. А Никита Белых счел отсутствие приглашения закономерным: он и сегодня не готов сесть за один стол с коммунистами, лимоновцами и тому подобными воинствующими оппозиционерами, увлекающимися уличными акциями в ущерб кропотливой работе по проникновению в Думу.
Закончилось закрытое действо в «Золотом кольце», похоже, разбродом и шатанием в рядах. Потому что один из его участников, Михаил Касьянов, произнес в конце: «Консолидация политических сил не стояла в повестке дня, и цели такой вообще не ставилось».