В качестве страны, председательствующей сейчас в Европейском союзе, Финляндия начинает подготовку к саммиту ЕС–РФ, который, как заявил глава финского дипведомства Эркки Туомиойя, должен пройти 24 ноября. Но еще до этого президент Владимир Путин приглашен на неформальную встречу глав государств и правительств ЕС, которая намечена на октябрь в Лахти.
Другой особенностью активности, проявляемой Хельсинки, является то, что она согласуется с позицией Берлина, к которому председательство в ЕС перейдет с 1 января 2007 года. Как Финляндия, так и Германия совместно рассматривают углубление евророссийского партнерства в качестве центральной задачи сроков своего президентства в ЕС. Возникает перспектива большей последовательности линии сообщества в отношениях с Россией.
В этой связи обращает на себя внимания четырехстраничный «стратегический документ», подготовленный штабом планирования германского МИДа. Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер ознакомил коллег из стран ЕС со своими соображениями, исходящими из концепции «сближения путем переплетения». Это произошло в конце минувшей недели на неформальной встрече глав МИД ЕС в финском городке Лапеенранта.
В нем подчеркивается, что целью европейской восточной политики «должно быть такое политическое, экономическое и культурное переплетение ЕС с Россией, такое ее закрепление в расширенной Европе, которое сделает его необратимым». Германская дипломатия считает, что новые усиленные взаимосвязи могут «способствовать изменению России». При этом следует стремиться к «партнерству, основанному на ценностях». Но судя по мысли документа, совместные ценности не обязательны в качестве предварительного условия партнерства, а могут стать результатом углубленного сближения.
Разработчики «стратегического документа» стараются трезво оценить как совпадающие, так и несовпадающие интересы сторон в отношениях ЕС–РФ. Они реалистически подчеркивают, что Россия остается важным партнером, даже если во внутреннем развитии она преследует «собственный российский путь», который протекает «во многом асинхронно с путем ЕС». Но, уверены в Берлине, без интенсивного партнерства с Россией невозможно ни обеспечение «общеевропейского миропорядка», ни решение конфликтов, например на Балканах или Ближнем Востоке.
В столицах нынешнего и предстоящего председательства в ЕС считают, что актуальным поводом для конструктивного переосмысления отношений с Россией является необходимость заключения нового договора о сотрудничестве и партнерстве между ЕС и РФ взамен истекающего старого. В Хельсинки исходят из того, что старт переговорам о новом договоре может быть дан уже на ноябрьском саммите ЕС–РФ. Как известно, Комиссия ЕС еще в июле представила свой проект мандата для предстоящих переговоров, но он еще не согласован между всеми членами сообщества. Финский председатель использует свои возможности, призывая к завершению согласовательной работы.
В свою очередь, берлинский «стратегический документ» ратует за заключение «всеобъемлющего интеграционно направленного и указывающего в будущее соглашения с ясными сигналами, что Россия желанна в Европе». Среди среднесрочных целей в нем называются создание зоны свободной торговли, энергетическое партнерство, тесные отношения в сферах исследований, образования и культуры, а также расширение общественных и человеческих контактов. Новым моментом выглядит положение об изучении возможностей сотрудничества в рамках европейской политики обороны и безопасности сначала в гражданской области помощи при катастрофах, а затем также в совместном участии в операциях миротворческих и стабилизационных войск.
Пока трудно сказать, в какой мере этим планам обеспечен консенсус среди участников ЕС. Не секрет, что в этом процессе есть трудности «балансировки» позиций между некоторыми старыми и большинством новых государств Евросоюза. Последних, как известно, отличает более критический подход к Москве. Некоторые из восточноевропейских членов ЕС явно пытаются перенести свои проблемы в отношениях с Россией на все пространство евророссийского партнерства.
Похоже, это имел в виду латвийский министр иностранных дел Артис Пабрикс, предупреждая в Лапеенранта, что взаимодействие ЕС–РФ «не должно быть слепым партнерством». Видимо, и Финляндии, готовящей очередной саммит ЕС–РФ, и Германии, выстраивающей линию дальнейших действий, придется приложить немало дипломатического искусства, чтобы обеспечить единую позицию сообщества в отношении углубленного партнерства с Россией.