Главным законом осенней сессии традиционно объявлен бюджет будущего года. Проект документа появился на Охотном Ряду только 26 августа, так что многие думцы его еще не видели. Однако руководством нижней палаты уже сделаны заявления об ускоренном рассмотрении сметы государственных расходов.
Лоббистов ущемили
Бюджет, судя по всему, вообще окажется последним документом, который будет приниматься Думой в четырех чтениях. Осенью кабинет должен представить новую редакцию Бюджетного кодекса, предполагающую только 3 чтения, что серьезно сократит влияние депутатов на формирование документа, поскольку многие его положения придется принимать без дискуссий. Но пока такого закона нет, для ускорения бюджетного процесса, видимо, будут использованы доминирующее положение в нижней палате фракции «Единая Россия» и ее постоянная готовность выполнить политическую волю начальства. Напомним: сильное беспокойство о низкой скорости бюджетных процедур еще в середине этого года высказал Владимир Путин. Президент даже специально интересовался у министра финансов, успеют ли депутаты принять хороший бюджет и не стоит ли правительству поторопиться с его подготовкой к внесению в Думу.
Вице-спикер Думы Владимир Пехтин, координировавший работу единороссов с правительством в ходе так называемого нулевого чтения, объясняя, что чем дольше бюджет принимается в Думе, тем позднее до получателей доходят положенные им ассигнования, называет оптимальные, на его взгляд, сроки: лучше всего принимать бюджет в октябре–ноябре.
Заметим: сейчас такое невозможно без нарушения законодательства – перед первым, вторым и третьим бюджетными чтениями должен проходить как минимум месяц. Поэтому-то думская оппозиция, фактически полностью лишающаяся возможности даже поругаться по поводу плохого бюджета, видит в кампании ускорения прежде всего политический подтекст. КПРФ, к примеру, неоднократно заявляла о том, что с точки зрения «Единой России» досрочные выборы в Госдуму весной будущего года были бы наиболее целесообразны, поскольку в это время еще не проявятся полностью негативные последствия всех принятых большинством законов. Напомним также, что в начале декабря 2006-го вступает в силу новый закон о выборах в Думу, которая станет избираться исключительно по партспискам. Таким образом, после принятия бюджета-2007 примерно в середине ноября нынешнюю нижнюю палату спокойно можно переизбрать, поскольку она до начала бюджетного процесса 2008 года, в общем-то, ни для чего не будет нужна. А между тем деньги, выбитые для своих регионов «Единой Россией», на места уже поступят.
Делать что угодно
Запланированная на всю осень законодательная работа косвенным образом подтверждает тот факт, что Думе, по большому счету, заняться нечем. Никаких концептуальных законов депутатам принимать не предстоит. В сентябре их, например, ждет рассмотрение в третьем чтении пакета законов о назначении дисциплинарной ответственности военнослужащих в виде ареста только по решению суда. Никаких споров к третьему чтению не оставалось еще весной, но оно тем не менее все же было отложено на осень. По некоторым сведениям, сделано это было по чисто техническим причинам: армейская инфраструктура просто оказалась не готова к введению новой системы – более гражданской, а значит, более затратной. В сфере государственного строительства Дума, впрочем, продолжит борьбу с экстремизмом и ксенофобией. Предполагается усилить уголовную ответственность за преступления, совершаемые по таким мотивам, а также закончить работу по законодательному недопущению экстремистов к власти через выборы. Напомним, что данные планы единороссов летом встретили жесткое сопротивление даже со стороны главы Центризбиркома Александра Вешнякова, ранее всегда выступавшего за максимально большую формализацию избирательного права.
Осенью Государственной Думе предстоят дебаты вокруг Лесного кодекса и нового закона о недрах, уже объявленных коммунистами одной из основных тем запланированных ими на остаток этого года протестных мероприятий. Впрочем, вполне возможно, никакого протеста и не потребуется, поскольку вокруг этих законов споры и сейчас продолжаются внутри самой исполнительной власти, из-за чего, кстати, их окончательное одобрение Думой уже неоднократно откладывалось.