Главной сенсацией последних дней в сфере экономики стала прокатившаяся по рынку информация о том, что второй по величине российский банк – Внешторгбанк (ВТБ) – скупил за последние месяцы около 5% ведущего европейского авиастроительного концерна EADS. Этому концерну принадлежит 80-процентная доля в крупнейшем в мире производителе самолетов Airbus, а также пакеты акций в других европейских компаниях, специализирующихся в авиастроении и космической отрасли. Значимость такого приобретения не должна затмевать возникающих опасений относительно его конечных задач.
С одной стороны, нельзя не порадоваться успехам владеющего ВТБ российского государства. Продолжив скупку акций, оно со временем может получить в EADS долю, которая позволит участвовать в его управлении, что откроет новые возможности для расширения кооперации концерна с Россией. С другой стороны, если будут реализованы обсуждаемые последние годы с различной степенью интенсивности планы приватизации ВТБ, может оказаться, что скупка акций EADS лишь этап по выводу государственного капитала за границу.
Последние годы в стране происходил масштабный передел собственности. До сих пор государство всеми правдами и неправдами оттесняло от наиболее прибыльных и значимых проектов менеджеров и предпринимателей ельцинской эпохи. Самым громким примером такого передела является «дело ЮКОСа». Через два года подойдет к концу уже «эпоха Путина». Исторический опыт учит, что с приходом нового лидера, даже если он будет из той же команды, что и нынешний президент, последует новый передел собственности. В такой ситуации лучшей гарантией сохранения состояния для тех, кто сомневается в собственных перспективах при новой власти, служит его перевод за рубеж.
Без должного идеологического прикрытия такая операция вызовет массу кривотолков. Отметим, что неудавшаяся попытка главы «Северстали» Алексея Мордашова провести слияние «Северстали» и второго по величине в мире производителя стали люксембургской компании Arcelor преподносилась не как вывод российским олигархом своих капиталов за рубеж, а как поглощение лидера мировой металлургии российским предпринимателем, допуск российского капитала к перспективным европейским активам. Заявление о том, что российский госбанк, скупая акции, пытается получить доступ к управлению крупнейшим мировым авиастроительным концерном, – весьма профессиональная апология для экспорта денег.
Пока что ВТБ, как и подобает ответственному госбанку, с готовностью откликался на различные проблемы государства и окологосударственных структур. В 2004 году он купил испытывавший в разгар банковского кризиса проблемы с ликвидностью Гута-банк. Крах Гута-банка, входившего в первую тридцатку российских банков, мог спровоцировать для государства проблемы, аналогичные возникшим с вкладчиками Содбизнесбанка, только значительно большего масштаба. В феврале этого года ВТБ стал генеральным спонсором футбольного клуба ЦСКА, выделив клубу 7 млн. долл. после того, как прежний спонсор ЦСКА – «Сибнефть» отказалась продолжать финансирование клуба. В июле было объявлено о подписании спонсорского соглашения с другим испытывавшим финансовые затруднения футбольным клубом – «Динамо», этому клубу ВТБ выделил 20 млн. долл. Учитывая отзывчивость и сердобольность банка, нет никаких гарантий, что и сделка по приобретению акций EADS не таит в себе нечто специфическое. Во всяком случае, по рынку прошла информация, что ВТБ приобрел заметно подешевевшие в последнее время акции EADS не для последующей перепродажи. В течение вчерашнего дня руководитель пресс-службы ВТБ Наталья Никифорова не смогла подтвердить или опровергнуть «НГ» эти предположения.