В 2007 году РФ получит новую Военную доктрину. Ее разработкой, как стало известно «НГ», в обстановке секретности занимается рабочая комиссия c участием офицеров Генштаба и сотрудников Совета безопасности. По указанию министра обороны, который заявил, что Академия военных наук (АВН) должна решать новые задачи, к разработке доктрины привлечены такие видные специалисты, как президент АВН генерал армии Махмут Гареев.
«Прежние доктрины 1993 и 2002 годов обеспечивали военную безопасность России в переходный период, – заявил «НГ» пожелавший остаться неизвестным источник в Минобороны РФ. – Теперь настало время новой военной идеологии, на основе которой следует определить военные угрозы для РФ, четко прописать, кто нам союзник, а кто враг, и в какой ситуации. Только зная это, можно готовить страну и Вооруженные силы к отражению возможной агрессии».
Недостатки Основ военной доктрины РФ 1993 года откликнулись бедами двух чеченских кампаний и развалом армии под флагом военной реформы. Доктрина 2002 года не указывает, кто будет союзником России в различных видах войн, против кого будут направлены эти военные союзы. Но главный ее просчет – нарушен примат политики над военной стратегией и слишком мало уделено внимания борьбе с терроризмом.
Доктор философских наук генерал-майор Юрий Киршин считает, что особенно важно назвать конкретных союзников России в различных видах войн. «Это тем более важно, – сказал эксперт, – что в одних видах войн РФ может действовать совместно с тем или иным государством, а в других – это государство может оказаться по другую сторону баррикад».
Это означает, что Россия может участвовать в совместной военной коалиции с США и НАТО в войне, например, против международного терроризма или неадекватного диктаторского режима, угрожающего миру оружием массового уничтожения. В то же время сами США и их союзники по НАТО могут оказаться противниками России в войне за глобальное переустройство мира. И на этот случай необходимо прописать, с какими демократическими, авторитарными и даже тоталитарными режимами РФ вступит в союз. Военная доктрина должна отстаивать приоритет национальных интересов России, сочетать прагматизм, законность и мораль, считает генерал-майор Юрий Киршин.
Уже сейчас главная причина войн – контроль над природными ресурсами. Россия с ее природными богатствами всегда будет потенциальным объектом агрессии, а ее друзья и союзники могут легко превратиться во врагов. США, Китай, страны НАТО, ближайшие соседи – Иран и Турция – со всеми сейчас дружеские отношения. Но завтра они могут измениться на прямо противоположные, и пусть это не застанет Россию врасплох. Доктрина должна опираться на уроки прошлого, а среди них есть такой: Болгария, освобожденная российским солдатом от османского владычества, в двух мировых войнах выступала против России, а сейчас вступила в НАТО. Основополагающий документ военного строительства должен предусматривать любые подобные изменения конфигурации геостратегической обстановки. В зависимости от ситуации союзник может перейти в стан врага, и наоборот, вчерашний враг в конкретной войне может стать верным союзником России.
Но это вовсе не значит, что надо идти курсом конфронтации. Наоборот, учитывая возможные угрозы государству, следует заранее стремиться к их нейтрализации. Генерал-майор Юрий Киршин уверен, что необходимо налаживать равноправное сотрудничество со всеми странами – большими и малыми, укреплять и развивать отношения с НАТО, стремясь, чтобы альянс стал инструментом миротворчества и стабильности. Устанавливать более тесные связи с мусульманскими государствами для совместной борьбы с терроризмом. А в России следует бороться с лжепатриотизмом и формированием ложного образа врага.
Кроме потенциальных есть угроза сегодняшнего дня – международный терроризм. Акценты в Военной доктрине-2007 неизбежно смещаются в этом направлении. Эту «чуму XXI века» только вооруженной силой победить невозможно. Необходимо задействовать средства борьбы с идейно-духовными возможностями агрессора. Такая война будет информационной, психологической, с участием деятелей религии, СМИ, искусства, широкого общественного фронта.
Понятно, что современная военная доктрина демократической России предполагает полный разрыв с марксистско-ленинской концепцией войны и мира, с военной идеологией советского государства. Придется пересмотреть понятие о справедливых и несправедливых войнах, ввести критерии нравственности.