Второй раз в нынешнем году на московском рынке происходит трагедия. Второй раз гибнут люди. Гибнут – и этим, казалось бы, сказано все. Но оказывается, даже смерть не способна уравнять погибших.
Когда в первый раз, в феврале, произносится сакраментальная фраза о том, что «москвичей среди погибших при обрушении Бауманского рынка нет» – это можно списать на оговорку. Когда второй раз, в августе, внимание концентрируется на том, что «москвичей среди погибших на рынке в Измайлово нет», – это уже как минимум совпадение. Хотя о каком совпадении может идти речь, если за этим следует уточнение: компенсации получат родственники погибших и пострадавшие, зарегистрированные в Москве?
Трудно сказать, какая логика заставляет отказывать в компенсациях тем, кто, по сути, кормит городской бюджет. Но еще труднее понять логику, по которой гибель москвича – событие, а гибель приезжего – уже не очень.
И вот что особенно тревожно. Все эти удивительные слова звучат на фоне официальных заявлений правоохранительных органов о том, что главной версией трагедии становится националистическая. Большего внимания к пресловутому национальному вопросу, чем делить людей даже не по признаку крови, а по признаку места жительства, и придумать тяжело.
Неприятно точное словечко «МКАДЛАНДИЯ» уже давно и прочно вошло в обиход за пределами Московской области. За границами этой «страны» к ее «гражданам» давно относятся с предубеждением. Разве не показательно, что москвичи, выбирающиеся в поход куда-нибудь на север или за Урал (да что там – даже в недалекую Калужскую или Тверскую область!), стараются лишний раз не говорить, откуда они родом?
А ведь это – не причина, а следствие. Следствие той самой «мкадландской» политики, проявляющей себя даже в самых трагических ситуациях.
В Москве привыкли смеяться над тем, как ведут себя в ней гости. Но почему-то москвичи очень обижаются, когда точно так же над ними начинают смеяться в Новосибирске, Ялте или Киммере. Хотя все эти насмешки – всего лишь очень точное отражение в зеркале: «Как вы к нам – так и мы к вам».
Но от этого принципа уже недалеко до «око за око». И вот уже гремят панические сообщения о нападении на москвичей и питерцев в Казантипе, рассылаются по интернету кошмарные рассказы о нездоровом интересе к московским туристам в Турции... А удивительного-то в этом – что? И что неожиданного?
...У меня немало знакомых, живущих не в Москве. И многие из них даже помыслить не могут о том, чтобы перебраться в столицу, хотя их сюда и зовут. Почему? Как раз потому, что им не хочется чувствовать себя людьми ненадлежащего сорта. И мне очень обидно, когда даже те из них, кто живет в 50 километрах от Москвы, с нескрываемым сочувствием говорят, что наша семья «не похожа на москвичей». Обидно, потому что я понимаю – чем именно.