Портал Григория Томчина ставит рекорды посещаемости.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Последние события в партийной жизни сильно оживили существование политических сайтов. Не всех, однако, а лишь причастных к процессу слияний-размежеваний. При этом выявилось несколько любопытных закономерностей. В рекордсменах интернет-рейтингов значатся вовсе не герои ежедневных телерепортажей, а персонажи, казалось бы, давно забытые публикой. Более того, многие политики, имеющие статус популярных, в рейтинговом списке, к примеру, на Rambler.ru, состоящем из нескольких сотен пунктов, не указаны вовсе. Такая же ситуация складывается и на сайтах политических партий.
В списках не значится...
Персональные сайты политиков в этом списке можно пересчитать по пальцам. Самый успешный среди них – информационно-аналитический портал Григория Томчина – занимает 1-е место среди «персоналок» и 46-е в списке Rambler.ru. Каким образом удается главе питерского отделения СПС обходить конкурентов, можно понять, только побывав на их сайтах: они больше похожи на заставки перед региональными теленовостями 70-х годов прошлого века. Вся информация, там размещенная, – либо старые заявления политических деятелей, либо их же статьи, уже размещенные в печатных СМИ. Бегущая строка новостей на портале Томчина – во главе содержательной подборки материалов – содержит больше информации, чем на сайтах солидных политструктур. Ежедневно на этой странице появляется по 500–600 посетителей, хотя открыт он сравнительно недавно – с января нынешнего года.
Добавим: интересующихся головной организацией, «Союзом правых сил», в два с половиной раза меньше, чем посетителей его регионального начальника Томчина. Официальный же лидер партии Никита Белых в списках не значится.
Бок о бок с Томчиным другой рекордсмен по «персоналке» – Сергей Глазьев. Партийная принадлежность его трудноопределима – автор популярной в народе идеи природной ренты Глазьев входит во фракцию «Родины», но членом партии не является. Однако, сравнивая популярность политика (сайт существует чуть больше года) с отсутствием в перечне имени главного родинца – Александра Бабакова, можно сделать вывод – посетителей интересуют не те, кто декларирует, а те, кто объясняет и делает это убедительно. Касается сие и многолетних лидеров соцопросов: Владимир Жириновский, к примеру, при всей его харизматичности прочно застрял в середине пятой сотни.
Любопытно, что по степени непопулярности среди пользователей лидеры партии власти вполне сравнимы с их официальными критиками из так называемого демократического лагеря. В начале третьей сотни (205-е место) у партии «Яблоко», расположившейся по соседству с президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым и секретарем генсовета «Единой России» Вячеславом Володиным. Рекордом рядом с однопартийцами выглядит 137-е место лидера единороссов Бориса Грызлова. Однако до первой полусотни, где обосновался Томчин, ему по-прежнему далековато.
В интернете, подчеркивает политтехнолог и галерист Марат Гельман, информация распространяется быстро – «если есть хорошие материалы, люди могут давать ссылки»: «Политический официоз никого не интересует. Это скучная информация – нужна живинка. Поэтому сайт, профессионально сделанный, может быть даже более популярным, чем политик, которого он представляет».
Популярность «персоналки» – «вещь достаточно объективная и серьезная – если ее рассматривать с точки зрения интернета», считает депутат Госдумы Павел Крашенинников, в свое время сменивший СПС на «Единую Россию»: «А Томчина я давно знаю – у него классная команда. Люди, которые в интернете занимаются политикой и считают, что там нет цензуры, пользуются, конечно, его ресурсом».
Заброшенные игрушки
Виртуальная жизнь политических партий активностью не отличается. Иногда непонятно, зачем некоторым структурам понадобились собственные сайты. Некоторое оживление появилось в сети лишь в момент недавних партийных слияний.
Динамику обращений в РПЖ можно проследить по партийному форуму. Объявленный союз, судя по всему, особенного ажиотажа не вызвал. Зато после опубликования на сайте стенограммы встречи партактива с заместителем главы президентской администрации Владиславом Сурковым пошел вал обращений, что понятно – больше нигде текст тогда не появился. Еще 9 августа на сайте РПЖ фигурировали: 1 тема и 5 ответов, а уже 16-го соответственно 24 темы и 107, вчера к 13.00 – 26 и 118. За сутки, что тоже показательно, число обращений почти не выросло – тексты появились и в других местах. Между тем, как выяснилось, слияние слиянию рознь. С помпой объявленный союз «Единой России» и Промпартии не сильно возбудили интернет-сообщество.
По словам Вячеслава Ерохина, директора-администратора сайта партии «Яблоко» и персонального – Григория Явлинского, посещаемость партийного сайта, по внутренним данным, – примерно 10 тысяч человек в месяц, а личного, лидерского, – 2–3 тысячи в месяц. Между тем, по данным Rambler.ru, посещаемость «яблочного» сайта за последний месяц составила 1507 человек.
Заметим: рейтинги посещаемости политических сайтов не являются абсолютным критерием популярности той или иной структуры. Часто партийная страница появляется в заказанных отсылах на чужих порталах – и «посещение» засчитывается автоматически. Коммунисты, такой практикой не злоупотребляющие (еще и в силу объективных причин – не все им рады), к примеру, жалуются на единороссов: сайту партии власти везде – зеленый свет.
И все же сетевое соперничество выявляет одну важную закономерность. Пользователи интернета, как наиболее продвинутая часть общества, выбирают в поисках информации не официозные партийные страницы, а личные – и предпочтение отдают не свеженазначенным «лидерам», а политикам с устоявшейся репутацией, имеющим возможность подобрать высокопрофессиональную интернет-команду.