В минувшую пятницу на лентах информационных агентств появилась сенсационная новость. Пресс-служба премьер-министра Чечни Рамзана Кадырова объявила, что «лидер сепаратистов в республике Доку Умаров может уже сегодня добровольно явиться в правоохранительные органы». «Как ожидается, Доку Умаров сложит оружие под гарантии рассмотрения его дела в строгом соответствии с законом, – говорилось в сообщении пресс-службы, – он прибудет в резиденцию председателя правительства Чеченской Республики Рамзана Кадырова, где и объявит о сложении оружия».
Через четверть часа после этой информации пресс-секретарь правительства Чечни Лема Гудаев подтвердил Интерфаксу, что «Умаров сдался лично премьеру республики Рамзану Кадырову в городе Гудермесе». Еще через четверть часа, когда кое-кто из политиков федерального уровня уже начал комментировать «выдающийся успех» в деле разоружения непримиримых боевиков, выяснилось, что речь идет всего лишь о старшем брате нынешнего «президента Ичкерии» Ахмаде, никакого отношения в последние годы к бандформированиям не имеющем.
В общем, конфуз вышел. Правда, очень показательный. И дело даже не в том, что через Ахмада Умарова (о похищении которого чеченскими силовиками сепаратисты заявляли еще полтора года назад) Рамзан Кадыров, похоже, намерен выйти на одиозного лидера боевиков. В конце концов и бывший министр обороны Магомед Хамбиев сдался только после того, как кадыровцы задержали чуть ли не два десятка его родственников. И ничего, ныне ближайший соратник Аслана Масхадова ходит в депутатах чеченского парламента и выполняет деликатное поручение Рамзана по переговорам с проживающими за рубежом сепаратистами. Дело, как говорится, в нюансах.
После публикации в «НГ» интервью Рамзана Кадырова (см. номер от 14.08.06) заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов заявил, что «между действующим президентом республики Алу Алхановым и премьер-министром Рамзаном Кадыровым фактически началась информационная война». Между тем, похоже, эта война идет уже давно и, как мне кажется, она давно уже завершилась победой Рамзана. В этой войне, ставка в которой – пост президента Чечни, не хватало только маленького, но красивого штриха: ликвидации или пленения последней из знаковых фигур чеченского сопротивления. Того самого Доку Умарова. Видимо, это желание настолько велико, что пиарщики Рамзана поспешили выдать желаемое за действительное.
Конечно, сдача Доку Умарова под гарантии Рамзана Кадырова – это сильный ход. Тот факт, что президент Ичкерии приходит на поклон не к президенту Чечни Алханову, а к главе правительства Кадырову, согласитесь, дорогого стоит. Даже жаль, что, как говорится, не сложилось.
Примечательно, что на начало сентября намечен созыв Конституционного собрания Чечни. Оно приведет Основной закон республики в соответствие с федеральным законодательством. В первую очередь будет отменен пункт о всенародных выборах главы республики. При этом спикер Народного собрания Чечни Дукваха Абдурахманов надеется, что в поправленной Конституции будет пункт, согласно которому кандидатуру президента республики будет предлагать партия, получившая большинство на парламентских выборах. В нынешней ситуации это «Единая Россия». Напомним, что именно Рамзан Кадыров возглавляет региональное отделение партии власти.
Кстати, нашумевшее заявление Кадырова о том, что после ликвидации Умарова и восстановления Грозного он уйдет из политики, в самой Чечне всерьез не восприняли. «Народ Чечни не позволит Рамзану Кадырову уйти из большой политики, – заявил на днях Абдурахманов. – От имени чеченского народа я заявляю, что он будет президентом республики».
Надо полагать, к этому лозунгу вскоре присоединится все чеченское общество. В начале октября в Грозном состоится Всемирный конгресс чеченского народа. В нем примут участие кроме российских чеченцев более 300 делегатов из стран СНГ и дальнего зарубежья. Если учесть, что организацией мероприятия занят чеченский парламент во главе с Абдурахмановым, не исключено, что делегаты съезда выступят в поддержку «будущего президента Кадырова».
Для Рамзана, которому 5 октября исполняется 30 лет, что по Конституции Чечни позволяет стать во главе республики, это будет хороший подарок. От рекомендаций народа, в конце концов, нельзя отказываться.