«Дело рядового Сычева» получает неожиданный оборот. Выясняется, что причиной трагедии стала не дедовщина, а якобы низкая квалификация врачей. Власть, между тем, потихоньку отказывается от планировавшихся в армии реформ, направленных на борьбу с дедовщиной.
Прошло восемь с половиной месяцев с того дня, как на встрече с журналистами Верховный главнокомандующий – президент РФ Владимир Путин сказал об усилении борьбы с дедовщиной: «Министр обороны в ближайшее время сделает мне предложение по качественному улучшению этой работы, включая создание военной полиции». Через день министр обороны – вице-премьер Сергей Иванов заявил журналистам, что дал поручение просчитать полномочия военной полиции, ее численность и затраты.
6 февраля министр обороны заявил телеканалу «Russia Today», касаясь дедовщины в армии: «Военная полиция не волшебное лекарство для решения этой проблемы». И объяснил, какие меры борьбы с дедовщиной принимаются. Главное средство – замена сержантов контрактниками. Для этого потребуется 60 млрд. руб. и два-три года. Что касается военной полиции, то Сергей Иванов отметил: «Однако надо иметь в виду прежде всего то, что военная полиция находится внутри армии. Во-вторых, речь идет не о том, создадим ли мы военную полицию или нет. Речь о том, какие функции мы предоставим военной полиции».
Идею с энтузиазмом подхватили СМИ, депутаты Госдумы, Общественная палата, комитеты солдатских матерей и т.п. Тем более что на слуху было «дело рядового Сычева». Однако от участия в подготовке законопроекта о военной полиции практически все отстранились. Тогда же, в середине февраля, первый заместитель преседателя комитета по обороне Госдумы генерал-лейтенат Алексей Сигуткин заявил, что эта тема «пока не стоит в повестке дня».
Он отметил, что прежде надо изучить сложившуюся ситуацию с дедовщиной, а Министерству обороны «необходимо взять на себя инициативу создания экспертного совета», который мог бы дать рекомендации. Законопроект о военной полиции – «дело не одного дня, и пока еще неясно, каким структурам его надлежит разрабатывать», – подвел итог Сигуткин.
В марте министру обороны вопрос о создании военной полиции задали на «правительственном часе» в Госдуме. Иванов ответил, что готовых рецептов ее организации нет. «Мы аккуратно к этому подходим», – заметил глава военного ведомства.
Депутаты Госдумы второго созыва уже вносили законопроект о военной полиции, но он не был поддержан правительством. Нынешний состав законодательного собрания поддерживает идею создания этого органа армейского правопорядка. Об этом неоднократно заявлял председатель думского комитета по обороне Александр Заварзин. Но сейчас законодательная инициатива целиком отдана в руки Минобороны.
Примечательно, что на Всеармейском совещании молодых офицеров в апреле Иванов, перечислив множество нововведений по борьбе с неуставными отношениями и преступностью в армии, не вспомнил о создании военной полиции. И не упомянул о ней ни разу с тех пор.
Но идею, поддержанную Верховным главнокомандующим, никто не отвергал. Хотя у нее есть и противники.
«Надеюсь, военную полицию никто создавать не будет, потому что она в наших условиях не имеет смысла», – заявил корреспонденту «НГ» генерал-майор Павел Золотарев, президент Фонда содействия военной реформе. Если сержанты и офицеры в собственных подразделениях не могут навести порядок, то приходящий полицейский – тем более. По мнению Золотарева, создание военной полиции нерационально и создаст целый комплекс проблем. Например, штаты ее будут огромны, ведь охватить надо каждую часть, а численность Минобороны определена законом. Во-вторых, потребуется много военных юристов, причем специалистов, включая криминалистов. Их надо сначала подготовить в специализированных военно-учебных заведениях. Такую задачу за год-два не решить.
Пока в военную прокуратуру законопроект о военной полиции на экспертизу не поступал. Нет его и в комитете по обороне Госдумы.